Я, конечно, знал некоторые факты, однако и представить не мог, что с учителями физики сложилось НАСТОЛЬКО катастрофическое положение.
Начнём с ближайшего будущего. Много ли вы знаете выпускников 11 класса, которые жаждут поступить на физический факультет? Быть учителем физики? Интуиция подсказывает, что таковых не очень много. Их и было немного, а сейчас - почти никого. Сами программы подготовки в основном совмещают физику и информатику. Ну и немного астрономии.
Ничего удивительного в том, что даже в московском вузе надо набрать на БЮДЖЕТ чуть более 200 баллов, в региональных достаточно 120-180 с хвостиком (сдавать три предмета, причём обычно там нет физики). Вопрос о том, сколько выпускников пойдут в школы, даже смешно задавать.
Я насчитал 27 вузов, где готовят физиков, в основном на бюджет даётся 20 мест. Принципиально не считаю "платников", потому что мой мозг не вмещает мысль, что кто-то может платить за то, чтобы стать учителем физики (да и есть ли они вообще, "платники"-физики?). Итого 540 человек в год. Минус отчисленные или выбывшие, минус те, кто не пойдёт в школу. Буду оптимистом и скажу, что их пятьдесят на всю Россию. А нужны тысячи.
Моя коллега, по многочисленным просьбам директора вышедшая снова на работу из уютной пенсии (спустя несколько лет), рассказала, что физику большинство студентов-первокурсников не знает практически никак (техникум-то у нас, кстати говоря, готовит кадры для заводов, рабочих и инженеров). Она стала допытываться, почему же такая ситуация? Студенты рассказывают: 1) у нас не было учителя физики полгода; 2) у нас физику то вели, то не вели, в зависимости от ситуации; 3) у нас физику вёл трудовик/географ/биолог и т.п. Чем дальше в районы, тем, как понимаете, ситуация критичнее.
На бумаге у нас все есть. Однако на поверку оказывается, что эти "все" либо работают на две ставки, закрывая дыры, либо физику преподаёт трудовик.
Все разговоры о прорывах и вставании с колен останутся разговорами, пока в школах не начнут нормально преподавать физику. Конечно, дело не только в ней, но это самый верный маркер состояния образования. Вслед за физикой отомрёт всё остальное.