Про этого человека нельзя сказать, что его изобретение не было оценено при жизни. Оно было использовано по своему прямому назначению едва ли не на его глазах.
Тем не менее было одно «но», из-за которого его все же можно отнести к гениям, которым не верили: кроме тех, кто знал этого человека довольно близко, никто и никогда из современников не узнал и не поверил, что это изобретение принадлежит именно ему.
Да, оно никак не могло принадлежать своему настоящему создателю или быть как-то связанным с его именем. Таковы были законы общества. Этот гениальный изобретатель был… рабом.
Имя этого человека – Бенджамин Брэдли. И изобрел он первый паровой двигатель с мощностью, достаточной для военно-морского корабля. Кстати, этот двигатель почти сразу был установлен на первый в истории паровой военный корабль!
Бенджамин Брэдли родился примерно в 1830 году (точная дата неизвестна) в штате Мэриленд. Жизнь его должна была бы пройти так, как она могла пройти у афроамериканского раба того времени, но судьба распорядилась совсем по-другому.
Судя по фактам из жизни Брэдли, у него был довольно добрый и лояльный хозяин. В записях штата он значится как Джон Т. Хаммонд – очень влиятельная в то время личность. Впрочем, добры к мальчику-рабу были и дети хозяина – именно они научили его читать и писать.
Рабам в то время запрещалось получать образование, но Брэдли закона не нарушал – это воспринималось как прихоть семьи владельца. Сам же он, получив базовые знания, с энтузиазмом начал удовлетворять интерес к математике, естествознанию и другим наукам. Очевидно, и это ему позволялось, а, возможно, даже поощрялось.
Работать Бенджамина отправили в типографию, но это не было для мальчика тяжелым или непосильным трудом. Более того, позволило осуществить свою задумку… Брэдли было около 16 лет, когда он начал собирать выброшенный лом, превратив его, в конце концов, в небольшой корабль.
Но на этом Бенджамин не остановился. Он улучшал и улучшал свое творение до тех пор, пока не создал работающий паровой двигатель, сделанный из куска ствола, оловянной посуды, кусков стали и еще какого-то найденного по соседству мусора. Это было удивительное достижение, учитывая, что данная технология еще считалась относительно новой.
Окружающие были настолько шокированы способностями и высоким уровнем интеллекта юноши, пусть и рабского происхождения, что устроили его на новую работу, на этот раз в Военно-морскую академию США в Аннаполисе, на кафедру естественной и экспериментальной философии (штат Мэриленд). Хлопотал об это сам владелец Брэдли.
На новом месте Бенджамин вскоре стал ассистентом в отделе науки. Ему была предоставлена возможность участвовать в экспериментальных идеях и технологиях, и талант этого человека проявился полностью.
Он помогал настраивать и проводить эксперименты, работая с химическими газами, и был очень хорош в своей работе, производя удивительное впечатление на профессоров своим пониманием предмета, а также своей готовностью к подготовке экспериментов. Его очень любили и постоянно хвалили.
Но помимо похвалы, которой его постоянно осыпали, молодой человек также получал и зарплату (в то время это было немыслимо для раба). Конечно, большая часть шла к его хозяину, но кое-что (около $ 5,00 в месяц) он мог оставлять себе. Эта доброта хозяина позднее принесла огромные перемены в жизнь Брэдли.
Несмотря на огромное удовольствие от работы в Военно-морской академии, Брэдли не забыл о создании своего парового двигателя. Он собирал деньги, которые мог оставить себе из зарплаты, а чуть позже продал свой первый двигатель одному из студентов академии. Этих денег хватило, чтобы сделать уже более крупную модель.
В конце концов, Брэдли смог закончить свои эксперименты – он разработал двигатель, который был достаточно большим, чтобы вести паровой корабль со скоростью 16 узлов! Это двигатель вскоре и был установлен на первом в истории паровом военном корабле.
Однако он не мог получить патент на свой двигатель или как-то заявить о своем изобретении – он все-таки оставался рабом, имуществом другого человека. Но его владелец и в этом случае проявил себя по-настоящему достойным человеком – он позволил Брэдли продать свое изобретение флоту.
По закону деньги должны были перейти к хозяину раба, но тот позволили талантливому изобретателю выкупить на них свою свободу. По некоторым данным к деньгам Брэдли были добавлены еще и те, которые собрали и подарили ему профессора академии. Предположительно, общая сумма, выплаченная владельцу Брэдли, составила тысячу долларов.
По некоторым источникам, переговоры о своей свободе Бенджамин вел достаточно долго. Это должно было означать, что владелец не хотел отпускать талантливого раба, приносящего ему столько денег. Но, с другой стороны, он позволил использовать деньги за изобретение самому Брэдли. Что ему стоило просто законно отобрать их?
О том, как жил Бенджамин Брэдли после получения статуса свободного человека, сведений практически нет. Но по одному из источников, ссылающихся на записи в документах, он продолжал работать в академии и трудиться над созданием теперь уже небольших, но все более улучшаемых паровых двигателей. Ему даже приписывали создание миниатюрной паровой машины.
По меркам человека с рабским происхождением, Бредли прожил довольно счастливую жизнь.
- Он не только получил хорошее образование, но и занимался любимым делом – тем, к чему его тянуло буквально с детства.
- По источникам того времени в окружении Бенджамина не было ни одного человека, который бы относился к нему без уважения и даже любви.
- Брэдли сумел официально получить свободу! И только благодаря своим собственным усилиям и своему таланту!
- Данные переписи населения донесли до нас и тот факт, что Брэдли был женат (в течение 19 лет) и имел троих детей...
А теперь, спустя столько лет, он уже может по праву считаться и «родителем» своего изобретения – первого мощного парового двигателя для военного флота.