Поставьте лайк, это поможет развитию канала, а так же вы будете видеть больше подобных статей в своей ленте!
Византийский историк Лев Диакон, описывавший в своей «Истории» период с 959 по 976 г. оставил нам описание великого князя русов Святослава Игоревича, называя его на варяжский манер Сфендославом: «Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга…».
Что мы видим? А видим мы перед собой хрестоматийного запорожца, каким его всегда изображали и изображают. Николай Гоголь устами Тараса Бульбы говорит: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.» Т.е. запорожцы – это говорящие на русском языке, осознающие себя именно как русские, люди.
Святослав, распустивший свое войско по гарнизонам, когда на него вероломно напали византийцы, нарушив условия мира, не стал отсиживаться за стенами сильных крепостей, а выводил дружины в поле, где его не мог одолеть многократно превосходящий силами противник. Император Иоанн Цимисхий, сам талантливый военачальник, отдав дань уважения выпустил русов из Болгарии с оружием, снабдив на дорогу деньгами и продовольствием.
Спустя века, когда от ослабленной монголо-татарским нашествием Руси, добрые соседи (Польша, Литва, Швеция) стали отхватывать, кто сколько сможет, на захваченных землях не все смирились с таким положением. Так, жители Галицкой Руси на 5 веков оказались под пятой шляхты, пока Польша не вошла в состав Российской Империи, смирившись со своей бесправной участью на службе у панов. Но в начале 21 века уже они захватят власть на Украине, оставшись в душе панскими холуями («Америка с нами»).
Но не всем такая жизнь была по нраву. Наиболее буйные и свободолюбивые ушли в низовья Днепра, основав там Запорожскую Сечь, маня туда самим фактом своего существования уже не русов, но малороссов из оккупированных земель. Для этого нужно было утвердительно ответить на два вопроса – Водку пьешь? В Бога веруешь?
И как дружины Святослава наводили ужас на соседей – последовательно разгромлены Волжская Булгария, Хазарский каганат, собственно Болгария на Балканах и сама Византийская Империя. Причем Святослав всегда применял ХПП: наметив очередную жертву, он слал ей вызов – «Иду на вы». Соседи, будучи сильнее тогдашней Руси, собирали войско и выходили к границе, желая проучить зарвавшихся русов, неизменно оказывались разбиты.
Так и запорожцы были головной болью и Польши, и Крымского ханства и даже Османской Империи. На своих лодьях-чайках, так похожих на драккары, они наводили ужас не только по Днепру, но и спускаясь в Черное море. В 1510 году крымский хан приказал перегородить Днепр, насыпав искусственные преграды в небольших реках низовья Днепра. Но, несмотря на это, казаки совершали нападения на Ак-Кермен (Акерман), Ачи-Кале (Очаков) и другие прибрежные крепости. Причем набеги завершались победой и тотальным грабежом. Они нашли обходные пути в Черное море через реки Самара, Кальмиус и Волчья. Казаки мстили за нападения ханских воинов, забиравших в рабство детей и женщин. Впоследствии разграблению подверглись Константинополь, Синоп и Трабзунд, крымская Кафа, бывшая крупнейшим невольничьим рынком, Варну, Килию и Царьград, нынешний Стамбул, казаки захватывали несколько раз. Благодаря своей тактике они не знали поражений. К середине 17 века запорожцы полность переключились на Польшу, сражаясь за свою независимость и 8 января 1654 г. вернулись в состав Русского государства.
И как со словами "Мертвые сраму не имут" выводил свои малочисленные войска из крепости в поле Святослав, так и его славные потомки отвечали полякам, заблокировавшим их на острове Хортица на предложение сдаться "Жизнь нам не дорога, а вражьей милостью мы гнушаемся"
Именно захвату 23 октября 1545 г. и посвящена эта статья.
Подписывайтесь на канал "История", в дальнейшем будет еще интереснее. Если понравилось - палец вверх, если не понравилось, пишите в комментарии, без ответа не останется никто.