Найти тему

Теории интеллекта Гарднера и Стернберга

Оглавление

Существует несколько теорий интеллекта. В данной статье рассмотрены теории интеллекта двух выдающихся учёных, благодаря которым стало возможно более детальное понимание структуры психики.

Теория Гарднера.

Теория "множественного интеллекта", предложенная Говардом Гарднером в книге "Структура разума" 1983 г., является относительно новым подходом в вопросах интеллекта.

Гарднер утверждает, что наши представления об интеллекте должны основываться не только на взаимодействии с "нормальными" детьми и взрослыми, но и на изучении одаренных лиц (в том числе так называемых "гениев"), виртуозов и экспертов в различных областях, наделенных способностями в различных культурах, а также и людей, которые страдают от различных повреждений головного мозга.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/05/10/08/12/learn-2300141_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/05/10/08/12/learn-2300141_960_720.jpg

Основываясь на этих соображениях, Гарднер включил музыкальные, телесно-кинестетические, и различные формы индивидуального интеллекта в свою теорию наряду с более привычными лингвистическими, логико-математическими и пространственными способностями.

Однако, критики этой теории утверждают, что некоторые формы интеллекта, выделенные Гарднером, уместнее называть "особыми талантами", а не формами "интеллекта".

По мнению Гарднера, психометрические тесты включают в себя только лингвистические, логические и некоторые аспекты пространственного интеллекта; другие формы интеллекта практически полностью игнорируются.

И даже в областях, на которых они сфокусированы, формат «бумаги-и-карандаша» исключает большинство видов интеллектуальной деятельности.

Например, импровизированный разговор (лингвистическая активность) или способность ориентироваться в новом городе (пространственная активность).

Поскольку стабильность и достоверность тестов в этих новых областях еще не изучена, аргументы Гарднера привлекли значительный интерес как среди педагогов, так и психологов.

Теория Стернберга.

Тройственная теория интеллекта Роберта Стернберга, представленная в 1985 г., предлагает три основных аспекта интеллекта:

  1. Аналитический
  2. Творческий
  3. Практический

Из которых только первый измеряется большинством испытаний.

Его исследования указывают на необходимость баланса между аналитическим интеллектом с одной стороны, и творческим и особенно практическим интеллектом с другой стороны.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/04/03/01/53/einstein-2197302_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/04/03/01/53/einstein-2197302_960_720.jpg

О различиях между аналитическим (или академическим) и практическим интеллектом говорят также и другие исследователи, например, Найссер в 1976 году.

Аналитические проблемы в тестах, как правило:

  • сформулированы другими людьми,
  • четко определены,
  • содержат всю необходимую для решения информацию,
  • имеют только один правильный ответ, который может быть определен только одним способом,
  • получены из обычного опыта,
  • обладают малым внутренним интересом, или вообще не имеют такового.

Практические проблемы, в отличие от аналитических, как правило:

  • необходимо определить и сформулировать,
  • они не четко определены,
  • требуют поиска информации,
  • имеют различные варианты решения,
  • требуют предварительного повседневного опыта, а также
  • требуют мотивации и личного участия.

Одной из важных форм практического интеллекта является неявное знание, которое Стернберг и его коллеги определяют как:

Знание, ориентированное на конкретные действия, приобретенное без прямой помощи от других; знание, позволяющее людям достигать поставленных целей (Стернберг, Вагнер, Вилльямс и Хорват, 1995 г, стр. 916).

Для измерения неявных знаний в различных областях, и, в первую очередь, в области управления бизнесом, были разработаны специальные тесты.

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/05/08/08/44/artificial-intelligence-3382507_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/05/08/08/44/artificial-intelligence-3382507_960_720.jpg

В таких тестах предлагаются письменные описания различных ситуаций, связанных с работой, и тестируемому требуется оценить ряд опций для работы с каждым из них.

Неявное знание, измеренное таким образом, относительно независимо от результатов тестов на интеллект. Тем не менее, значительно коррелирует с различными показателями (Стернберг и Вагнер, 1993 год; Стернберг и др., 1995).

Похожие результаты.

Остальные исследователи также продемонстрировали, что практический интеллект может быть относительно независимым от школьных оценок или баллов по психометрическим тестам.

Бразильские уличные дети, к примеру, легко справляются с математикой, необходимой для выживания уличного бизнеса, даже если они не справляются с математикой в школе (Каррахер, Каррахер, и Шлиман, 1985 г.).

Кроме того, в Калифорнии покупательницы, которые легко сравнивают цены на товары в супермаркете, были не в состоянии выполнять те же математические операции во время тестов (Лав, 1988).

Эти теории и результаты показывают нам всю сложность в определении структуры интеллекта. Требуется ещё много работы для определения механизмов работы мозга и формирования сознания.