Существует несколько теорий интеллекта. В данной статье рассмотрены теории интеллекта двух выдающихся учёных, благодаря которым стало возможно более детальное понимание структуры психики.
Теория Гарднера.
Теория "множественного интеллекта", предложенная Говардом Гарднером в книге "Структура разума" 1983 г., является относительно новым подходом в вопросах интеллекта.
Гарднер утверждает, что наши представления об интеллекте должны основываться не только на взаимодействии с "нормальными" детьми и взрослыми, но и на изучении одаренных лиц (в том числе так называемых "гениев"), виртуозов и экспертов в различных областях, наделенных способностями в различных культурах, а также и людей, которые страдают от различных повреждений головного мозга.
Основываясь на этих соображениях, Гарднер включил музыкальные, телесно-кинестетические, и различные формы индивидуального интеллекта в свою теорию наряду с более привычными лингвистическими, логико-математическими и пространственными способностями.
Однако, критики этой теории утверждают, что некоторые формы интеллекта, выделенные Гарднером, уместнее называть "особыми талантами", а не формами "интеллекта".
По мнению Гарднера, психометрические тесты включают в себя только лингвистические, логические и некоторые аспекты пространственного интеллекта; другие формы интеллекта практически полностью игнорируются.
И даже в областях, на которых они сфокусированы, формат «бумаги-и-карандаша» исключает большинство видов интеллектуальной деятельности.
Например, импровизированный разговор (лингвистическая активность) или способность ориентироваться в новом городе (пространственная активность).
Поскольку стабильность и достоверность тестов в этих новых областях еще не изучена, аргументы Гарднера привлекли значительный интерес как среди педагогов, так и психологов.
Теория Стернберга.
Тройственная теория интеллекта Роберта Стернберга, представленная в 1985 г., предлагает три основных аспекта интеллекта:
- Аналитический
- Творческий
- Практический
Из которых только первый измеряется большинством испытаний.
Его исследования указывают на необходимость баланса между аналитическим интеллектом с одной стороны, и творческим и особенно практическим интеллектом с другой стороны.
О различиях между аналитическим (или академическим) и практическим интеллектом говорят также и другие исследователи, например, Найссер в 1976 году.
Аналитические проблемы в тестах, как правило:
- сформулированы другими людьми,
- четко определены,
- содержат всю необходимую для решения информацию,
- имеют только один правильный ответ, который может быть определен только одним способом,
- получены из обычного опыта,
- обладают малым внутренним интересом, или вообще не имеют такового.
Практические проблемы, в отличие от аналитических, как правило:
- необходимо определить и сформулировать,
- они не четко определены,
- требуют поиска информации,
- имеют различные варианты решения,
- требуют предварительного повседневного опыта, а также
- требуют мотивации и личного участия.
Одной из важных форм практического интеллекта является неявное знание, которое Стернберг и его коллеги определяют как:
Знание, ориентированное на конкретные действия, приобретенное без прямой помощи от других; знание, позволяющее людям достигать поставленных целей (Стернберг, Вагнер, Вилльямс и Хорват, 1995 г, стр. 916).
Для измерения неявных знаний в различных областях, и, в первую очередь, в области управления бизнесом, были разработаны специальные тесты.
В таких тестах предлагаются письменные описания различных ситуаций, связанных с работой, и тестируемому требуется оценить ряд опций для работы с каждым из них.
Неявное знание, измеренное таким образом, относительно независимо от результатов тестов на интеллект. Тем не менее, значительно коррелирует с различными показателями (Стернберг и Вагнер, 1993 год; Стернберг и др., 1995).
Похожие результаты.
Остальные исследователи также продемонстрировали, что практический интеллект может быть относительно независимым от школьных оценок или баллов по психометрическим тестам.
Бразильские уличные дети, к примеру, легко справляются с математикой, необходимой для выживания уличного бизнеса, даже если они не справляются с математикой в школе (Каррахер, Каррахер, и Шлиман, 1985 г.).
Кроме того, в Калифорнии покупательницы, которые легко сравнивают цены на товары в супермаркете, были не в состоянии выполнять те же математические операции во время тестов (Лав, 1988).
Эти теории и результаты показывают нам всю сложность в определении структуры интеллекта. Требуется ещё много работы для определения механизмов работы мозга и формирования сознания.