Найти в Дзене
Юрики

От россиян скрывают результаты испытаний лекарств

Мы уже привыкли к тому, что в аптеках нам навязывают покупку тех или иных лекарств, включенных в программы продвижения. Не удивляемся и когда врач в поликлинике настойчиво рекомендует конкретный препарат, хотя обязан предложить аналоги. А уж о том, что в стационарах пациенту вколют то, что надо и кому надо, бабушки открыто судачат прямо у процедурной.
Но информация, которая на днях стала достоянием гласности, шокирует даже привычных ко всему россиян. Оказалось, что практически невозможно получить информацию о результатах клинических испытаний лекарств, попадающих в аптеки и лечебные учреждения. Речь даже не идет о том, чтобы сами пациенты могли с гаджета зайти на сайт минздрава и ознакомиться с этой жизненно важной для них информацией. Больше того, речь не идет даже о том, чтобы врачи могли посмотреть результаты испытаний препаратов.
Не смогли получить доступ к результатам тестов даже те наиболее авторитетные специалисты, которым по должности положено проверять как итоги экспериментов, так и их методики. «Аргументы и факты» сообщили, что эксперты из Комиссии Российской Академии наук (РАН) по противодействию фальсификации научных исследований попытались получить информацию об экспериментах и клинических испытаниях ряда медикаментов, в отношении которых у них возникли сомнения в эффективности и безопасности.
«По закону «Об обращении лекарственных средств» результаты экспертизы попадающих в страну лекарств должны быть опубликованы, - напоминают «АиФ». – Однако все попытки найти такие данные в открытых источниках, которые предпринимались сотрудниками Российской академии наук, не увенчались успехом».
Вот тогда-то куратор академической комиссии Алексей Хохлов обратился в Министерство здравоохранения РФ с запросом и узнал, что такая информация публикуется – где бы вы думали? – в закрытой части сайта Минздрава.
Получается, что эксперименты и клинические испытания препаратов, попадающих на отечественный рынок, проводятся, заключения уполномоченных специалистов по их итогам подписываются, на сайт Минздрава эти документы выкладываются, но увидеть их не может почти никто. А кто может? Производитель. Вот его-то права защищены. Ведь производитель имеет право знать, чем закончились испытания и каковы заключения относительно его препарата. Он же предприниматель, и зачастую иностранец, а права предпринимателей у нас защищены. (Коллеги-юрики, права которых попираются сплошь и рядом, на этих словах зайдутся праведным гневом, и напрасно, потому что может подскочить давление, а результаты испытаний лекарства от гипертонии тоже спрятаны в закрытой части сайта, так что лучше поберечь нервы, сердце и сосуды).
Но вот вопрос: а потребитель-то разве не должен знать, чем его пичкают фармацевты? Если уж не защищены его права как больного, то хотя бы по общему закону о правах потребителей он как-никак вправе знать результаты тестов не только йогурта и кетчупа, но и лекарств? Ан нет! В случае с фармацевтикой кто-то почему-то решил, что поскольку состав и технологии производства медикаментов составляют ноу-хау, то и результаты их испытаний относятся к – внимание! – коммерческой тайне.
Пресс-секретарь комиссии РАН Пётр Талантов, которого цитируют «Аргументы и факты», убежден, что «регистрация лекарств не может быть чёрным ящиком: и государство, и профессиональное сообщество, и потребители должны чётко понимать, на основе каких научных данных об эффективности и безопасности используется тот или иной препарат».
Но мнение академиков, причем не простых, а тех самых, которым положено приглядывать за соблюдением порядка с научными экспериментами потребительской направленности, пока, судя по отсутствию реакции чиновников, остается гласом вопиющего в пустыне.