Культура XVIII столетия обожала затеи с переодеваниями. Конечно, на балах и карнавалах такая игра приходилась более-менее к месту, но известны случаи, когда участники событий так путались в своей гендерной принадлежности, что и сегодня историки не могут определиться, даже имея доступ к мемуарам непосредственных участников. То время можно считать эпохой карнавальной условности, так что неудивительно, что многие современники продолжали мифологизацию событий даже в интимной переписке – это считалось нормальным.
5 октября 1728 года в Тоннере в семье адвоката родился ребенок. Семья, хоть и считалась дворянской, достатком не отличалась. Зато он был у ближайших родственников. Так что адвокатской стороне, неплохо осведомленной о законной стороне процесса получения наследства, приходилось регулярно подстраиваться, используя ребенка. Которого поочередно то выставляли девочкой, то выдавали за мальчика. Так или иначе, шевалье д’Эон Шарль де Бомон с ранних лет одинаково хорошо чувствовал себя и в дамском наряде, и в мужском платье.
Ситуации помогла редкая аномалия развития, тогда еще науке неизвестная – синдром Каллмана. Суть этой беды в том, что у мальчиков наблюдается неполная маскулинизация. Так что наш герой имел довольно тщедушное тело, не отличался ростом и статью, всю жизнь говорил фальцетом, противоположным полом (равно как и своим) не интересовался и почти не имел растительности на лице и теле. Следовательно, роль дамы ему удавалась превосходно.
Такая особенность развития не помешала дворянскому отпрыску окончить с отличием весьма престижный колледж Мазарини. Где он никак не меньше прославился как мастер клинка. Но первое время его талантам применения не находилось, так что примерно семь лет после окончания учебы он пробыл клерком в налоговой службе. Возможно, и оставался бы им до конца своих дней, да необычайный курьез скорректировал судьбу шевалье.
Как-то раз попав на придворный карнавал, Шарль де Бомон изобразил из себя девицу, позаимствовав у своей знакомой (мадам де Рошфор) всю необходимую атрибутику (вплоть до мушки). И в таком виде попался на глаза (или был представлен специально – данные расходятся) самому королю. Да так приглянулся монаршему взору, что получил бурю восторгов и ухаживаний – Людовик XV приударил за незнакомкой как надо. Однако после раскрытия правды королю пришлось пережить ряд неловких минут. Но он, посмеявшись над собой, честно восхитился точности перевоплощения и сходу предложил использовать уникальные таланты в своей тайной организации – Королевском секрете, плотно занятом международным шпионажем. Шарль де Бомон согласился.
Его отправили в Россию (1755 год) с целью войти в доверие к самой Елизавете Петровне. Что у француза и получилось довольно неплохо. Любопытно, что в первой миссии перевоплощение еще не было полным – д’Эон одновременно выступал в двух ипостасях. Он то изображал девицу де Бомон, то ее родного брата. Причем всегда успешно. Для дамы годилась внешность, а для роли кавалера – владение шпагой и неплохое образование.
Говорят, его в дамском виде допускали в покои царицы как вечернего чтеца. Хотя сам он в мемуарах утверждал, что он подружился только с юной княгиней Дашковой. Но тут правительница умерла и агента отозвали на родину во Францию, где он снова стал мужчиной. И даже повоевал на завершающем этапе Семилетней войны. Где получил рану и орден за храбрость.
После всех войн шевалье д’Эон Шарль де Бомон отправился в Англию под видом торговки вина, с целью изучить побережье и дать заключение о возможности вторжения на острова. И там умудрился повздорить с новым французским послом – дело дошло почти до дуэли, после чего шевалье пришлось окончательно сжиться с женской ролью – для блага дела ему требовалось не допустить дуэли (хотя все сходятся на том, что он бы победил однозначно) и потери чести и достоинства участников конфликта. В итоге ему пришлось настоять на своей женской природе – вызов послом дамы был в принципе невозможен.
Сам шевалье в мемуарах (довольно крикливых и фальшивых) настаивал, что он женщина. Но сохранилась его ранняя переписка с министром иностранных дел эпохи возвращения во Францию. В ней министр неоднозначно предлагает д’Эону оставаться женщиной, поскольку в противном случае он станет неизвестным мужчиной, тогда как в своей текущей роли он очень известная – а потому обеспеченная – дама.
Тут еще и сыграла на руку известная история с драматургом Бомарше, который принимал деятельное участие в возврате шевалье на материк. Переодетый авантюрист рассказал такую легенду своего происхождения и вынужденного переодевания в мужчину, что чуть не вышиб слезу у знаменитого автора. Бомарше даже не смутила манера своего собеседника пить, курить и материться во время этих аудиенций.
По прибытии на родину шевалье д’Эон Шарль де Бомон уже более не снимал женского наряда. Продолжая, впрочем, заниматься вполне мужским ремеслом – он открыл собственную школу фехтования, очень популярную в Париже. Собственно, равных в этом деле ему действительно не было. И школа с главным тренером, облаченным в массу шуршащих юбок, просуществовала довольно долго. Шарль де Бомон оставил затею в возрасте далеко за 70 после того, как случайно получил довольно серьезное ранение. Но тогда у него уже не оставалось средств к существованию (его благодетель-король давно умер, а его Королевский секрет расформировали). Так что был вынужден продавать то коллекцию оружия, то богатую свою библиотеку, то давать уроки игры в шахматы (в которые он тоже играл превосходно), а в итоге оказался на правах товарки у некой мадам Коул, приютившей бывшего шпиона из жалости. Где он и скончался в возрасте 81 года.
× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez
Врач, делавший вскрытие и выдававший заключение о смерти, дал однозначный ответ на вопрос, долгое время терзавший общественность. Шевалье д’Эон Шарль де Бомон был вполне нормальным мужчиной и ничего женского под его платьем при всем старании так и не нашли.
Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам действительно понравилась!
И не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала