Можно получить докторскую степень и все равно не знать, как вести себя с учениками и студентами. Учебные заведения в России, мягко говоря, не те места, где кто-то слышал про тактичность и этику. И в школе, и в университете я нередко становилась свидетелем, как действия преподавателей приводили к депрессии, нервному срыву или новым комплексам у студента. Я преподаю всего пять лет, но даже за это время у меня накопились неловкие ситуации, в которых выход неочевиден.
1. Истерика на занятии
Однажды я просто разобрала сочинение ученицы, ошибок было много, критики тоже, хоть и конструктивной. Я не кричала, не давила, мне казалось, что я просто объясняю. но девушка тут же закрылась, стала смотреть на пол, перестала слушать. Я понимала, что она едва сдерживает слезы, мы перешли на другую тему, но ей становилось только хуже. Она попросила прервать занятие, мы так и сделали. После занятия она уже через соц.сети объяснила мне, что у нее депрессия, поэтому любая критика, даже самая безобидная, больно ее ранит. Мы продолжили заниматься, в дальнейшем все сложилось хорошо. У меня не было подобных случаев, но я знаю, что многие репетиторы очень расстраиваются из-за того, что ученики замыкаются в себе, психологически не готовы к изучению нового материала или находятся на грани нервного срыва. И дело не в них, а в состоянии ученика.
2. Разговор с подростками о смерти
Воскресным утром на занятии в школе журналистики я спросила у 8-9 классов: "Какой текст или событие на прошлой неделе вас больше всего впечатлило?". Одна девочка подняла руку, ей передали микрофон. Я ожидала услышать почти все, что угодно. Но тут она сказала: "У меня умер лучший друг на прошлой неделе". Я не оканчивала педагогический вуз, и не знаю, учат ли там, как правильно отвечать подросткам. Но что-то мне подсказывает, что и там не учат. Тогда у меня было всего лишь пять-десять секунд на то, чтобы понять, как здесь правильно отреагировать, чтобы это было психологически комфортно для нее и для остальных 40 человек в зале. Я все еще думаю, что профессия преподавателя – это история не про возраст, а про опыт. Чем больше у вас жизненного опыта, тем проще вам будет на этом поприще.
3. Признание в любви
Я уже писала пост о том, как я стала репетитором, еще учась в школе. Первыми моими учениками были мои же одноклассники, а вот со последующим опытом репетиторства было интереснее. Когда я переехала в Москву, поступила в МГУ и стала на первом курсе искать себе учеников по цене ниже рыночной, я нашла только одного: парня с инвалидностью, который был старше меня на пять лет. Он говорил, что бросил медицинский институт, чтобы поступить на юриста, и что для этого ему придется писать итоговое сочинение. Мы встречались с ним в библиотеке, и я учила его писать итоговое сочинение, каждый раз он внимательно меня слушал, но потом допускал одни и те же ошибки, домашние задания он никогда не делал. И каждый раз пытался рассказать мне о себе. На занятиях он тоже любил среди грамматических правил русского языка вставить фразу о том, что сдал на права или о том, что он любит аквариумы и рыбок. Я почти полгода не понимала что к чему, пока не наступил день итогового сочинения. Оказалось, что сдавать его он не пошел, да и вообще никакое сочинение ему писать не нужно и никуда он не перепоступает, ему просто нравилось проводить со мной время. Занятия пришлось прекратить.