Материал проекта СемейныеПутешествия (famaily-travels.ru)
Точка: 50.98756, 39.33196 (Россия, Воронежская область, Селявное, Дивногорье)
Трек на Strava
Осмотр Дивногорского монастыря занял не более часа. Но пещеры на нем не заканчиваются. От креста на вершине холма начинается тропа к еще одному интересному объекту — пещере Ульяны (она же пещера Каземат). Протяженность тропы — немногим более километра. Сложность в сухую погоду — нулевая, в мокрую — лучше иметь обувь с не скользящей подошвой (мокрый известняк крайне коварен).
Небольшая пешая прогулка (есть вариант для “паловников из Масквы” (тм) с подъездом на машине почти до точки — дорожку видно на карте OSM) и мы у цели.
Историю, связанную с этой пещерой, записал научный сотрудник музея-заповедника «Дивногорье» Р.Р. Мишкин.
Согласно рассказам местных жителей, создание пещеры произошло не ранее 1870-х г. В здешней округе появилась женщина по имени Ульяна, имевшая серьёзные проблемы с дикцией. Этот недуг приносил ей немалые страдания – её осмеивали и унижали.
При этом женщина обладала даром предвидения и время от времени испытывала озарения. Придя в Дивногорский монастырь, Ульяна нашла понимание в монашеской среде. Поскольку в мужской монастырь её принять не могли, монахи вырубили для неё небольшую пещеру, где она и поселилась. Они же приносили ей пищу, тогда как простых людей Ульяна к себе не подпускала. Спустя некоторое время женщина забеременела, и проживание в пещере стало для неё невозможным. Её определили в богадельню, где она вскоре скончалась.
Однако историческое название пещеры со временем было забыто. В начале 1980-х гг. она осмотрена членами Воронежской спелеосекции. В небольшой статье Э.В. Гольянова пещера получила неожиданное название – «Каземат», поскольку спелеологи предположили, что она могла использоваться в качестве наблюдательного пункта или оборонительного сооружения. С этого времени название «Каземат» устойчиво закрепилось в краеведческой и туристической среде. [1]
Версия с пещерой, вырытой для конкретной отшельницы вполне соответствует тенденциям в регионе во второй половине XIX века. Копали многие (взять те же пещеры в Костомарово или Белогорье) с энтузиазмом и задором. И, в отличие от военных, не всегда со знанием дела. Входы-выходы и окна в пещере расположены крайне неудачно — из них попросту ничего не видно, соответственно, как наблюдательный пункт или для целей обороны пещера не пригодна.
Более реалистичной представляется версия, озвученная прежде В.В. Степкиным, что пещера являлась местом жительства христианского отшельника. В её пользу говорит и близость памятника к пещерным комплексам в Малых Дивах и Дивногорскому-3, и упоминания в местном фольклоре. Однако налицо слабая приспособленность пещеры для проживания в зимнее время. Из-за малых размеров она легко промораживалась, что подчеркивал П.П. Стрелков. Здесь нет характерного места для очага или дымохода. А без отопления, даже при условии закрытых дверей, температура внутри была очень низкой. То есть в пещере можно было комфортно жить только в теплый сезон. [1]
Странность с плохой приспособленностью пещеры для проживания в зимнее время вполне может быть следствием отсутствия нужного знания к копательницы (если место выбирала сама Ульяна), так и у монахов Дивногорского монастыря (которые, в отличие от соседей, пещеры сами не копали, а только поддерживали в должном виде).
Откуда же на Руси появилась поветрие на пещерокопание? Из первоисточника, то есть из Библии:
Пещера в г. Назарете, где произошло Благовещение Пресвятой Богородице от Архангела Гавриила. Пещера в г. Вифлиеме, где «родила Христа Бога нашего Святая Богородица». Пещера в горе Ганаонской «велика вельми: в той же пещере постился Господь наш Иисус Христос 40 дней и 40: нощий»;. Пещера на склоне Елеонской горы, «и в той печере научи Христос ученики своя, како молитися Отче наш иже еси на небеси: да то место зовется Отче наш». Пещера в Гефсимании, где молился о чаше Христос. И ряд других. [2]
Практика жития в пещерах была не в новинку для дохристианских времен, в новом времени она была продолжена на ниве христианства. К нам она пришла сразу вместе с христианством.
Один из основателей пещер Киево-Печерской Лавры преп. Антоний (родился около 983 г. в г. Любеч) начал свой подвиг после возвращения с Афона, где он проживал в пещере и где подобный образ жизни монахов был весьма распространен. [2]
Перенимали практику копания пещер со всем усердием и прямотой первых веков христианства на Руси. На высокую влажность, низкие температуры и несколько иную структуру пород не обращали внимания, просто перенимали принесенные извне практики как есть.
Распространение пещеростроительства было связано с тем, что «в это <.,.> время зарождаются <…> идеи исихазма, оказавшие впоследствии огромное влияние на развитие монашества, особенно отшельничества». Именно отшельники, практикующие иссихию — внутреннее умное делание, уходили в отдаленные труднодоступные места, где в созданных ими пещерах могли наиболее успешно осуществлять данную деятельность. Проникали, по всей вероятности, отшельники-исихасты и в лесостепное Подонье в период XII—XIV вв.” [2]
Косвенно об этом свидетельствуют нередкие упоминания неких древних отшельников, которые копали первые пещеры на территории Белогорского, Костомаровского и Дивногорского монастырей.
По мере сращивания церкви с государством постепенно, но целенаправленно и жестко, задавили большую часть индивидуального в вере (см. Раскол). Вместо личностного опыта пришла единая православная церковь с общими правилами и доктриной. И, будучи государственным идеологическим аппаратом до начала ХХ века, другого пути у нее просто не было. Но матрица иногда дает сбои…
…многие простые миряне, как правило, из крестьянского сословия, не удовлетворялись официальным обмирщвленным духом Церкви. Стремление к внутреннему личному благочестию и аскетизму побуждало их к подвигу, одним из проявлений которого, по примеру более древних подвижников, было создание пещер и служба в них.” [2]
А еще от Подонья ходили в Киев (там недалеко). Из Киева приносили сильные впечатления в том числе от пещер Киево-Печерской Лавры. Причин «почему нельзя сделать также» в первом приближении не находили. Так появились Дивногорская и Белогорская пещеры. Копать начинали одиночки, вокруг которых быстро собиралась община. В некоторых случаях официальную Церковь игнорировали даже в обрядовых действах.
«…какой-нибудь старый грамотник малоросс вздумает принести в пещеру икону и восковых свеч, поставит налой или подобие налоя, положит на него, скорее всего, Псалтирь, освятит пещеру, зачитает, охотники запоют священные песни, и вот потянулись один за другим доверчивые малороссы, особенно малороссиянки с соседних хуторов, глядишь, и уже порядочная община сложилась, назначены уже и времена собрания и даже денежные сборы пошли. [2]
Так или примерно так освящали храм\часовню в Костомарово в начале ХХ века. И если наплевательское отношение на обряды как-то можно списать на староверов и разобраться с ними в рабочем порядке, то возникновение не подконтрольного финансового источника — решительно нет.
Примером этого может послужить случай с пещеростроителем Петром Курбатовым, который стал создавать в 1851 г. пещеру у с. Селявного в непосредственной близости от Дивногорского монастыря, тем самым сокращая доходы последнего. Это вызвало конфликт с властями, в результате чего пещеры вскоре были закрыты. [2]
На дворе была вторая половина XIX века. Нигилисты, народовольцы и прочие интересные течения в городах. В деревне — в полный рост осознали, что Манифест об отмене крепостного права ожидаемого освобождения не принес. Крестьянин пошел в церковь…
Официальная церковь оказалась неготовой поддержать благочестивое стремление простых мирян и направить его в нужное русло, в русло возрождения древних аскетических традиций, вдохнув тем самым в церковную жизнь поток искренней, живой веры. Веры, ради которой многие пещеростроители готовы были нести весьма тяжелые труды. Это происходило в то время, когда в русской цивилизации упрочнялись корни атеизма. И именно тогда, объединенное стремление к благочестию простых мирян и позиции официальной церкви было бы особенно важно. Но, к сожалению, этого не произошло, а, учитывая внутреннее положение самой церкви, и не могло произойти в полной мере. [2]
Церковь скомпрометировала себя в глазах крестьян уже окончательно. Не приняла, не поддержала, наоборот — противилась, чинила препятствия явно мирского и экономического толка. Все сильнее и увереннее бросая крестьян в распростертые объятия народников и всех, кто пришел им на смену и готов был слушать крестьян, и говорить с ними на их языке о их проблемах. А пещеры — просто декорация, которая может служить квинтэссенцией отношений церкви с мирянами, и того, во что это отношения вылились.
p.s. Пещера Ульяны по состоянию на 2018 год закрыта для посещения. Физически. Сеткой, которая держит породу склона от осыпей на проходящую у подножия железную дорогу. Скорее всего проход какой-то есть, но искать его надо с должным оборудованием и подготовкой.
Источники:
[1] ПЕЩЕРА ДИВНОГОРСКАЯ-4 («УЛЬЯНЫ», «КАЗЕМАТ»), ГУНЬКО А.А., КОНДРАТЬЕВА С.К. б ЖУРНАЛ “СПЕЛЕОЛОГИЯ И СПЕЛЕСТОЛОГИЯ”
[2] Степкин В.В. Социально-психологические аспекты пещеростроительства в Донском регионе // Культовые пещеры Среднего Дона. Серия «Спелестологические исследования». Выпуск 4. — М.: РОСИ, 2004. С. 178-185.
Материал проекта СемейныеПутешествия (famaily-travels.ru)