Найти тему
Тахоконтроль

Тахографы с 1 ноября 2019 г.

Изменения в законодательстве в отношении правил использования тахографов.

С января по декабрь прошлого, 2018 года было зафиксировано 10,9 тыс. аварий с участием водителей грузового автотранспорта (на 0,1% больше, чем в 2017-м), в этих авариях погибли 1,7 тыс. (это на 0,1% меньше показателей прошлого года), были ранены 13,7 тыс. (на 0,9% меньше) человек.

Как одну из основных причин такого количества ДТП с участием грузовиков надзорные органы выделяют нарушение режимов труда и отдыха водителей. Ненормированный рабочий день, по словам представителей ГИБДД и Ространснадзора является основным нарушением, выявляемым при проведении проверок автотранспортных предприятий.

Резонансные ДТП, происходящие с печальной регулярностью с участием грузовых автомобилей и автобусов, вносят свою лепту в формирование понимания масштабов проблемы нарушения режимов труда и отдыха водителей. Многие перевозчики не знают, в соответствии с каким нормативно-правовым актом рассчитывается время работы водителя. Учитывая, что сумма штрафа до 01 ноября 2019 года за нарушения РТО была в размере от 1000 рублей до 3000 рублей для граждан, а для предприятий вообще административное наказание предусмотрено не было, данным вопросом перевозчик не озадачивался. Как правило, на таких предприятиях уровень контроля над рабочим временем водителей низок. Документация (графики работы, путевые листы и т.д.) регламентирующая РТО не ведется или заполняется после проверки или произошедшего ДТП.

Такой подход к обеспечению безопасности дорожного движения со стороны перевозчиков в корне не соответствует требованиям Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Законодатель, понимая безрезультативность низкого размера штрафов и отсутствие конкретики в Перечнях моделей устройств контроля режимов труда и отдыха водителей (тахографов), подготовил и внес изменения в ряд законодательных актов регламентирующих данное направление обеспечения безопасности дорожного движения.

Основные изменения:

1. Размер штрафов за эксплуатацию и выпуск на линию без тахографа, без карты водителя в тахографе, с неисправным тахографом, с тахографом не соответствующим предъявляемым требованиям:

- Для водителей от 3 000 до 5 000 руб. (вместо 1 000 – 3 000 руб.).

- Для должностных лиц от 7000 до 10 000 руб. (вместо 5 000 – 10 000 руб.).

- Для индивидуальных предпринимателей от 15 000 до 25 000 руб. (сейчас не предусмотрен).

- Для юридических лиц от 20 000 до 50 000 руб. (сейчас не предусмотрен).

2. Штрафы за нарушение режимов труда и отдыха водителей:

- Для водителя от 1 500 до 2 000 руб. (вместо 1000 – 3000 руб.).

- Для должностных лиц от 7000 до 10 000 руб. (сейчас не предусмотрен).

- Для индивидуальных предпринимателей от 15 000 до 25 000 руб. (сейчас не предусмотрен).

- Для юридических лиц от 20 000 до 50 000 руб. (сейчас не предусмотрен).

Изменения в редакции этого закона вступающей в силу с 01 ноября 2019 года конкретизируют требования к устанавливаемым тахографам. На территории РФ могут эксплуатироваться только тахографы внесенные в перечни Минтранса РФ. С данными перечнями можно ознакомиться по ссылкам:

Перечень тахографов с СКЗИ:

https://rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-ru/equipment-info/tachograph/

Перечень тахографов ЕСТР:

https://rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-eu/equipment-info/tachograph/

Стоит отметить, что в Перечне тахографов ЕСТР отсутствуют аналоговые (шайбовые) тахографы. Как это трактовать, каждый решает сам. Кто-то утверждает, что их нужно и можно использовать, кто-то напротив говорит, что тахографы работающие по принципу записи РТО на диаграммный диск, запрещены (выведены из эксплуатации). При этом в интернете есть информация, что достаточно сделать калибровку и метрологическую поверку данного тахографа и он может эксплуатироваться дальше. Эксплуатация аналоговых тахографов помимо прочего накладывает определенные обязанности на водителя. Основная проблема – соблюдение инструкции начала и конца рабочей смены, наличие в автомобиле использованных диаграмных дисков за период не менее 28 дней назад. Стоит понимать, что систематизировать и отладить мероприятия по учету РТО с аналоговым тахографом, намного сложнее, чем с цифровым. Как итог постоянные штрафы, а с 01 ноября – не малые штрафы.

Наша позиция по данному вопросу такова: Норма закона носит четкий регулятивный характер. Разрешено то, что есть в Перечне. Мы за продолжительное время работы не установили ни одного аналогового

тахографа. Даже когда многие «мастера» ставили аналоговые тахографы «задним числом».

Мы, как мастерская обязаны содействовать повышению безопасности дорожного движения. Установка и поддержание ликвидности аналоговых тахографов ни как не способствует данному тезису.

Калибруя аналоговый тахограф владелец автомобиля, ориентируется принципами ложной экономии и уже на этапе начала проведения работ заявляет, что ему нужна только наклейка на проем двери и сертификат калибровки. Наша задача донести до каждого водителя, собственника автомобиля, руководителя транспортного предприятия информацию о том, что покупка наклейки и сертификата не избавит их от обязанности соблюдать РТО.

Дополнительно хотим отметить, что эксплуатировать транспортные средства оснащенные тахографами ЕСТР на территории РФ могут только иностранные компании и отечественные компании, имеющие лицензию на осуществление международных автомобильных перевозок. Эта лазейка в законе позволяет отложить замену аналогового или цифрового тахографа ЕСТР на тахограф с СКЗИ на более поздний срок. Мы сейчас не имеем в виду те организации, которые реально выезжают за пределы РФ. Речь о тех, кто вообще не покидает территорию РФ и не планирует это делать. Такие перевозчики «покупают» карточку МАП и думают, что инспектора Ространснадзора и ГИБДД не имеют права требовать от них наличия тахографа с СКЗИ. Сколько времени потребуется законодателям, чтобы прикрыть эту «дыру в законе» точно неизвестно, но стоит понимать, что решение этого вопроса не за горами. При этом те, кто сейчас вместо вложения денежных средств в повышение безопасности дорожного движения фактически покупают бумагу, должны понимать, что до окончания действия данного разрешения (МАП) они могут не доездить по причинам от них независящим. Эти перевозчики повторят ошибку тех, которые в 2012-2013 годах активно оснащались аналоговыми тахографами, которые сейчас остается только выбросить.

Систематизация и автоматизация, ужесточение контроля за РТО, грядущий ввод общероссийской системы тахографического контроля не оставит шансов аналоговым устройствам остаться на транспортных средствах.

С октября месяца в нашу организацию поступает масса звонков, что отменили СКЗИ, можно ездить с российскими тахографами без СКЗИ, можно ставить тахограф с шайбами… Подумайте, прежде чем доверять не проверенным источникам информации!

Более подробная информация доступна на нашем сайте:

https://www.mostaho-tachograph.ru/

или по телефонам: +7 (495) 664-45-41 +7 (499) 390-59-40