Найти тему
Daily opinion

Компоненты: за что судьи дают высокие баллы фигуристам?

Что такое компоненты и как их воспринимать? Этот вопрос уже очень долгое время остро стоит в фигурном катании. Многие болельщики давным-давно разобрались в прыжках, они без проблем отличают лутц от флипа, а тулуп от сальхова, не говоря уже, что аксель идентифицируют еще во время захода.

А вот баллы за так называемый presentation они все воспринимают по-разному, часто возмущаются оценкам, порой совершенно их не понимая.

Пришло время немножко разобраться, что же на самом деле пытаются оценить судьи, выставляю фигуристам вторую оценку. В этом материале также попробуем развенчать и некоторые мифы насчет компонентов, которые так плотно засели в сознании общества.

Примечательно, что сегодня один из самых авторитетных судей из РФ Алла Шеховцева вошла в рабочую комиссию ISU по "реформе компонентов". Задачей группы стоит вопрос о сокращении их числа. Нет, это не значит, что оценка за них будет меньше. Просто судьям хотят облегчить работу и объединить некоторые компоненты в один. Сейчас выставляется пять оценок, а хотят сделать из них три.

Давайте немного обсудим теорию. Что это за пять параметров? Какие в них есть критерии?

-2

Основные направления в оценки презентации программы – это 1)skating skills – скольжение и навыки катания, 2) транзишины, переходы, связки, 3) перфоманс, 4) композиция, 5) интерпретация музыки.

До введения новой системы судейства вторая оценка просто выставлялась за артистичность. Сегодня же, согласно имеющимся критериям, артистичность как таковая и не оценивается в том понимании, что была раньше. Многие совершенно отказываются это осознавать и толкуют, например, о женском зрелом фигурном катании, воспринимая его таким, как оно оценивалось в до начала нулевых годов.

Спешу их расстроить: баллы у спортсменки вряд ли прибавятся лишь от того, что она будет драматично взмахивать руками и изображать на лице трагедию или страсть. Этого мало. Сегодня это прошлый век.

Сразу обратим внимание на расположение оцениваемых компонентов, на их градацию. Первым делом стоят связки и транзишины. А, следовательно, большой упор идет именно на них. Когда судья после проката спортсмена начинает выставлять баллы за презентацию, он и движется от этих параметров, его мнение формируется исходя из первых баллов.

-3

СКОЛЬЖЕНИЕ

Миф: Мягкость скольжения и красивые линии – гарантия высокого балла за Skating Skills

Оценивая скольжение фигуриста, судьи обращают внимание не только на мягкий конек и красивые линии. Перечислим по каким критериям оценивается данный компонент.

"Мастерство катания определяется общей чистотой, качеством и уверенностью скольжения по льду", - гласят правила.

Параметры, на которые обращают внимание судьи:

1) Использование глубоких ребер, шагов и поворотов

2) Равновесие, ритмичная работа колен и точность постановки ноги

3) Непринужденность скольжения

4) Разнообразное использование силы, скорости и ускорения

5) Владение катанием в разных направлениях

6) Владение скольжением на одной ноге

Как мы видим, реально одних красивых линий и мягкости скольжения явно мало. Высокую оценку получит тот, у кого как можно больше параметров на высоте. Большую роль в данной оценке играет официальная тренировка перед турниром. На самом старте судья так сосредоточен, но не всегда может навскидку уследить за каждым параметром, так как оценивает много технических элементов. Поэтому арбитры внимательным образом наблюдает на тренировках за скольжением. К слову, у олимпийской чемпионки Алины Загитовой нет такой мягкости в коньке, как у некоторых других компонентных девушек, но практически все вышеперечисленные критерии у нее на высоте. В катании она использует много шагов, поворотов, катается на ребрах, колени работают ритмично, в катании присутствует и скорость, и ускорение, и скольжением на одной ноге она владеет. Вот так и складывается оценочка.

ТЕ САМЫЕ СВЯЗКИ

-4

Под связками в общем понимают вот что: "Разнообразное и целенаправленное использование сложной работы ног, позиций, движений и хватов, связывающих все элементы".

И тут развенчаем главный миф – оценивается не простое наличие шагов между прыжками и интересных элементов, ВАЖНО и качества их исполнения.

Рассмотрим основные критерии, влияющие на оценку:

1) Непрерывность движений от одного элемента к другому

2) Разнообразие (включая разнообразие хватов в спортивных танцах)

3) Сложность

4) Качество

Исходя из того, понимаем, что главным определяющим параметром связок является то, что в программе они служат элементом непрерывности. Использование шагов, фишек и катания между техэлементами должно делать программу непрерывной. В одиночном катании даже сами заход и выезд также идут в оценку связок. Например, в короткой программе Лизы Туктамышевой в этом году действительно больше шагов и переходов, чем обычно. Но вот из-за длинно-сосредоточенных заходов на ряд элементов нельзя положительно отметить параметр непрерывности движения. Поэтому и оценка не высока, даже с учетом того, что какие-то находки в программе появились. А вот произвольная в принципе отстает по всем параметрам. К слову, не забываем и про руки. Они тоже имеют значение в оценке за транзишины. Еще сложнее все обстоит с парами и танцами. Там добавляются хваты и подъемы, перебросы.

-5

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Перфоманс – это то, о чем вообще особо никто не задумывается. Порой кажется, что и судьи не знают, что они оценивают в этом направлении. Но критерии существуют, хоть многие из них более размыты. Вообще, откровенно говоря, первые два компонента более понятны и могут претендовать хоть на какую-то объективность. В остальных есть много размытых формулировок.

"Вовлечение спортсменов физически, эмоционально и интеллектуально в то время как они отражают намерения музыки и композиции", - вот такое определение дают правило. Как можно оценить это в цифровом эквиваленте? Только если присуждать баллы в сравнении спортсменов друг с другом. Оценить так навскидку, что фигурист вовлечен в программу на 10 – это звучит странно.

Отметим параметры для оценки:

1) Физическая, эмоциональная и интеллектуальная «вовлеченность»

2) Умение "подать себя" аудитории

3) Осанка и четкость движений

4) Разнообразие и контрастность движений и энергии

5) Индивидуальность/ личностность

6) Унисон и «единство» (в парном катании и спортивных танцах)

7) Пространственное чувство партнеров

-6

На практике высокие баллы в этом направлении получают спортсмены, которые чисто откатали программу на драйве и просто реально сумели произвести впечатление. Хотя бы у публики. Из самых понятных критериев тут идут 3, 4. Остальные – вкус и субъективизм. Сложно найти ту грань, где фигурист умеет себя подать аудитории или же уже переигрывает. В общем, эта оценка больше всего зависит от всех остальных компонентов программы и технических элементов.

КОМПОЗИЦИЯ

"Интеллектуально осмысленное и/или оригинальное оформление всех типов движений в соответствии с принципами музыкальной фразы, пространства, рисунка и структуры", - гласит формулировка от ISU касательно композиции программы.

И вот какие параметры влияют на оценку по композиции программы:

1) Цель (идея, концепция, видение, настроение)

2) Рисунок программы и использование ледовой площадки

3) Многомерное использование пространства и конструкции движений

4) Фраза и форма (движения и рисунок должны отражать музыкальные фрагменты)

5) Оригинальность композиции

Иными словами, рисунок – это, грубо говоря, что своим коньком "рисует" фигурист на льду. То есть какие линии остались бы после его программы. Тут как раз больше всего и отражается понятие "фигурного катания" в том ключе, в котором этот вид спорта зарождался. Также учитывается идея, которую хореограф задумал, а фигурист воплотил в своей программе. Хореографические движения, руки тоже играют важную роль. Оригинальность композиции – это своего рода, когда вся упаковка движений, которые необходимы для раскрытия идеи и задумки, необычно воплощены в жизнь. Грубо говоря, каждое движение, каждая перепрыжка, каждая линия и остановка должны быть исполнены с какой-то целью, которая раскрывает смысл и задумку постановщика. Удачная находка со сменой платья Ани Щербаковой – яркий пример. Во-первых, это фишка, во-вторых исполнена она после вращения во вращательной позе. Смотрится довольно ловко. И что главное – является центром деления программы на первую и вторую часть. Идейно – это важный элемент программы. Стоит – по делу и вносит оригинальность.

-7

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЫКИ

Пятый и последний компонент – интерпретация музыки. "Творческая передача ритма, характера и содержания музыки в движения на льду", - вот как он понимается судьями.

Что оценивают в этом компоненте?

1) Движения и шаги в соответствии с музыкой (музыкальность)

2) Выражение характера музыки/чувства и ритма

3) Использование тонких оттенков в отражении деталей и нюансов музыки

4) Взаимодействие партнёров, отражающее характер и ритм музыки

5) Катание преимущественно под ритмический счет в ритм танце и сохранение хорошего баланса между катанием под счет и мелодию в произвольном танце

-8

Как видим, важным звеном в оценки этого компонента являются музыкальность фигуриста и образ, который он выражает на льду. Все фишки и акценты в музыку влияют на данный компонент. Тут в пример можно привести Алину Загитову с ее программами прошлого года. Сколько там было подобрано фишек в музыку, вплоть до выезда с прыжка и движения под какую-то смену мелодии. Даже удачное расположение ее ключевого лутц-ритбергера в "Кармен" можно сюда отнести. Все знают, что этот элемент самый важный. Как нагнетала музыка в момент, когда фигуристка шла на каскад, а исполненная после него позиция под торжественные звуки – украшала эту музыкальную фразу.

Несколько слов о снижениях

В правилах четко прописаны некоторые снижения, которые должны отразить судьи в своих баллах. Так, при падении или серьезной ошибке в одиночном катании судья не имеет права выставить 10 баллов почти за каждый компонент.

Максимально возможный балл при наличии падения или грубой ошибки – это 9.75 за Скольжение, Переходы и композицию, а также 9.50 – за представление и интерпретацию.

-9

При наличии же сразу нескольких падений или грубых ошибок максимальный балл еще больше сокращается. 9.25 – для мастерства катания, переходов и композиции и 8.75 за представление и интерпретацию.

Такие же параметры применимы и к парному катанию.

В танцах на льду при падении или одной грубой ошибке максимально возможный балл 9.75 – за каждый из компонентов, а при нескольких падениях и серьезных сбоях он уже составит 8.75.

Что еще важно отметить. Оценка за компоненты очень сильно зависит от влиятельности спортсмена, его статуса. Спортсмен, который достиг многих высот, часто поощряется судьями. Например, его могут не настолько сильно наказать низкими компонентами при срывах, как накажут малоизвестного. Но важно тут понять, что сам этот титулованный спортсмен во время, когда шел к своим победам, должен был работать над своими компонентами. Если за фигуристом закрепилось в судейской панели звание "некомпонентного" на поблажки рассчитывать не придется, будь он хоть чемпионом мира.

-10

Немного математики

В завершении посвятим небольшой раздел тому, как это все считается в цифровом эквиваленте. Судьи оценивают компоненты по 10-балльной шкале. Но не 1,2,3 и так далее. А с другой градацией. Интервал между оценками составляет 0,25 балла. Грубо говоря 0.25 – 0.50-0.75-1.00-1.25-1.50 и так до 10. Негласно все это поделено на 6 уровней: красный, оранжевый, зеленый, золотой, бриллиантовый и платиновый. В секторе "красный" баллы от 0.25 до 2.75, в "оранжевой" зоне оказались оценки от 3.00 до 4.75, "зеленая" зона – это от 5.00 до 6.75, "золотой" уровень – 7.00 – 8.75, в зоне "бриллианта" оказались баллы от 9 до 9.75. Платиновый – 10 баллов.

Также есть второе разделение внутри этих уровней.

-11

Каждый судья после проката спортсмена выставляет ему свой балл в каждой из 5 категорий. После этого компьютер выкидывает из подсчета две оценки – одну самую высокую и одну самую низкую. То есть на Гран-при, ЧЕ и ЧМ есть 9 судей. Всегда в зачет любого элемента и компонента идут только 7 оценок. После этого компьютер выводит среднее арифметическое этих баллов в каждом компоненте. Оно сначала преобразуется в первичный балл, который одинаков для всех видов ФК. Далее в действие идет формула, которая установлена для каждого вида ФК и каждого вида программы. Показываем на схеме:

-12

В мужской короткой программе первичный балл равен пересчитанному, а в остальных видах он преобразуется. То есть набранная сумма уменьшается до 80%. Подобным образом, но уже в рост, измеряется и произвольная программа.

-13

То есть при одних и тех же оценках у судей, в разных видах фигуристы получают разные суммы. За все 10-ки у мужчин в ПП можно заработать 100 баллов, а у женщин и парников только 80. В танцах же лимит – 60. О чем это говорит? В мужском катании компоненты очень важны. За их счет можно отыграть много чего. Допустим, один фигурист отстает от соперника на 10 баллов по технике (у его конкурента на 1 выполненный четверной тулуп больше), но при этом по всем из 5 компонентов он выигрывает у конкурента 1 балл (вроде всего 1 балл). В итоге он лидирует в тестовом варианте на 5 баллов, но после пересчета в произвольной программе эти 5 уже превращаются в 10. Интервал в женском катании не столь глобален, но тоже имеет место быть. В танцах же сильно плотные результаты.

-14

Вот, что оценивается в компонентах программы. Надеюсь, что те, кто вообще слабо представлял себе, все эти подсчеты и критерии, будут лучше понимать реалии современного фигурного катания. И смотреть на оценки, согласно тому, что говорится в правилах. Их мы взяли с сайта нашей Федерации фигурного катания.

Буду рад, если материал окажется для вас хоть чем-то полезным. Если вы узнали что-то новое, то пишите в своих комментариях об этом. Также если у Вас есть что сказать по теме беседы, делитесь своими впечатлениями. Не забывайте подписываться и ставить лайк, если материал Вам понравился.