1852
Ходилъ на охоту съ Н[иколинькой] и Х[илковскимъ], убилъ зайца, обедалъ, ездилъ съ соб[аками], виделъ лису. Сиделъ у Н[иколиньки]. Сул[имовскiй] разсердилъ меня. Слушалъ Яп[ишку], ложусь спать.
1853
Вчера провелъ весь день, ничего не делая. Болталъ съ посетителями и перечитывалъ какой то старый Современникъ. —
Не дорожить мненiемъ, котораго ты не уважаешь. Я хотелъ сказать: не дорожить мненiемъ людей, которыхъ не уважаешь; но это было бы неправильно; потому что даже те люди, которыхъ ты презираешь, могутъ въ некоторыхъ случаяхъ быть основательными судьями. Ошибка, которой я хочу избегнуть, состоитъ только въ томъ, чтобы не стараться (какъ часто это случается съ людьми тщеславными) выказывать себя такимъ, какимъ бы не уважалъ другаго.
Вчера после пульки Стасулевичь, который, какъ кажется, человекъ съ очень хорошими способностями, разсказывалъ мне исторiю своего несчастiя. —
Въ Метехскомъ замке содержались 3 линейнаго солдата за убiйства и ограбленiя почты, грузинскiе князья Амелехваровъ и Эристовъ съ несколькими Имеретинами, причастными къ ихъ делу. — Солдаты, имевшiе сообщенiе съ Амелехваровымъ, объявили ему, что у нихъ спрятаны въ городе 25.000 сер[ебромъ], которые они берутся достать, ежели-бы ихъ выпустили. Амелехваровъ обратился къ караульному Офицеру Загобелю, обещая съ солдатами послать своихъ Имеретинъ (известныхъ верностью своему слову), чтобы привести солдатъ обратно живыхъ или мертвыхъ. — Загобель согласился; 6 преступниковъ были выпущены ночью, ограбили и убили прохожихъ и принесли 500 р., которые поделили между Амелехваровымъ и Загобелемъ, говоря, что не могли взять всехъ спрятанныхъ денегъ. Загобель отпускалъ ихъ и другой разъ, въ тотъ самый день, какъ въ караулъ заступилъ Стасулевичь. —
«Я только что женился, говоритъ онъ, и два месяца уже не былъ въ карауле. Когда я пришелъ къ Загобелю и попросилъ его сдать мне караулъ (такъ [какъ] я всегда былъ очень аккуратенъ по службе), то меня удивили разстройство и бледность, которыя я заметилъ въ немъ и которыя онъ объяснилъ мне лихорадкой; тогда какъ я узналъ впоследствiи, что причина эта была другая. Въ 5 часовъ утра, когда я прiехалъ, выпущенные арестанты еще не возвращались и были впущены только въ то самое время, задними воротами, когда я сбирался идти осматривать ихъ. —
Обходя арестантовъ, я нашелъ 2 пьяными и велелъ осмотреть ихъ; оказались подпилки, штофы и т. д. Я принялъ караулъ. — Князь Амелехваровъ обратился къ унтеръ-офицеру Семенову, прося его выпустить опять на ночь арестантовъ и идти съ ними; но такъ [какъ] я не спалъ всю ночь и даже въ то самое время, когда онъ уже готовъ былъ выводить ихъ задними воротами (отъ которыхъ ключь былъ у него), я потребовалъ его, — намеренiе ихъ не могло быть исполнено въ 1-ую ночь. На другую ночь, во время моего сна, арестанты были выпущены одетые въ грузинское платье (на одномъ изъ нихъ была фуражка солдата и ротный мешокъ съ клеймомъ) и отправились къ Карганову съ темъ, чтобы съ помощью подкупленнаго его деньщика ограбить жалованье, которое онъ для раздачи получилъ накануне. Грабежъ ихъ не удался; они были откры[ты], и въ торопяхъ побега мешокъ и шапка были оставлены на месте преступленiя. —
Я ничего не зналъ, но только, сдавая караулъ, заметилъ, что замеченные мной третьяго дня арестанты были снова пьяны. —
На другой день меня арестовали. По найденному мешку навели справку въ роте, и оказалось, что мешокъ принадлежалъ караульному взводу. Допрошенный Унтеръ-Офиц[еръ] Семеновъ показалъ, что арестанты были выпущены съ моего разрешенiя. Я два месяца содержался подъ секретнымъ арестомъ въ квартире Коменданта Рота. —
Меня отдали подъ судъ; но я просилъ назначить особую коммиссiю, которая нашла меня виновнымъ въ неисполненiи караульныхъ обязанностей, но въ выпущенiи арестантовъ не могла ни оправдать, ни обвинить меня, такъ какъ арестанты запирались, солдаты показывали, что приказанiе выпуска они получали моимъ именемъ черезъ унтеръ-офицера, а не отъ меня, а Семеновъ продолжалъ обвинять меня. Я былъ приговоренъ къ разжалованiю въ солдаты, безъ лишенiя дворянства, впредь до выслуги и изъявилъ свое согласiе на этотъ приговоръ. Наместникъ нашелъ, что виновнее всехъ Комендантъ и Ген[ералъ] Вольфъ, исправлявшiй за его отсутствiемъ его должность, за безпорядки, открывшiеся по случаю этаго дела (какъ-то упущенiе обязанностей рунда и дежурнаго по карауламъ, за кот[орыхъ] мы обыкновенно расписывались сами) и, утвердивъ приговоръ коммисiи, послалъ на решенiе Государя. —
Въ это время Священникъ, которому, какъ последнее средство, поручено было увещевать къ истине преступниковъ, открылъ, что Загобель еще прежде выпускалъ ихъ. Загобель тотчасъ-же признался и былъ арестованъ; назначено новое следствiе. Я просилъ отделить мое дело отъ дела Загобеля и конфирмовать меня. — Наместникъ согласился и отправилъ меня».
Виновенъ ли онъ или нетъ? Богъ знаетъ, но когда онъ разсказывалъ мне (онъ-то прекрасно говоритъ) свое горе и его жены, я едва сдержался отъ слезъ. Прiехалъ въ полкъ после набега 11 Августа, за который Вольфъ отказалъ ему въ кресте, онъ узналъ, что въ приказе по корпусу онъ обвиненъ въ выпуске арестантовъ и конфирмованъ къ лишенiю дворянства. Между темъ какъ дело Загобиля потушено и онъ только переведенъ въ линейный батальонъ. —
Приказъ, по которому Наместникъ находилъ виновнымъ Ген[ерала] Вольфа, исправлявшаго его должность, долженъ бы былъ и обвинить самаго Наместника по делу Загобеля, такъ какъ первый выпускъ арестантовъ былъ сделанъ еще при самомъ князе. Вотъ причина потушенiя дела Загобеля. —
«Я просилъ, говоритъ Стасулевичь, докладной запиской, чтобы дело переследовали, такъ какъ я изъявилъ согласiе и отказался отъ права подавать прошенiе на высочайшее имя не на это решенiе. — Мне сказали, что я не имею права подавать докладной Записки, а что мой ротный командиръ долженъ написать рапортъ съ моихъ словъ. Ротный-же командиръ мой, Горяниновъ, такъ боится всякаго столкновенiя съ начальствомъ и такой ограниченный человекъ, что онъ ужъ 6 мес[яцевъ] ничего не пишетъ».
Бываютъ физiономiи, особенно те, которыя наделены блестящими глазами и широкими потными чертами лица, которыя, когда одушевлены, безпрестанно меняютъ выраженiе до такой степени, что трудно узнать ихъ. —
Абхазiя лежитъ по ту сторону горъ, почти на противъ Эльборуса.
Имеетъ до 30 000 ж[ителей]. Главныя укрепленныя места Сухумъ-Кале, Бомборы. Резиденцiя-же Абхазскаго владетеля Суукъ-Су. Абхазцы христiяне. —
Занятiя. Исторiя Стасулевича. Перемена физиономiй. Абхазiя.
1856
Дочелъ П[олярную] 3[везду]. Очень хорошо, записалъ Днев[никъ]. Прiехалъ Тишкевичъ и мешалъ мне, вышелъ съ нимъ. Костинька нагналъ на меня тоску по случаю В[алерiи]. О ней я думаю поменьше; но испытываю тоску невыразимую везде. Обедалъ у М[аши], чай пилъ у Волкон[скихъ], вечеромъ въ клубе, но Лонгинова не дождался. —
1857
Покупки. Дети. Въ клубе.
1865
Та же строгая диета, но ездил на охоту и простудился. От этого или от обмываний — язык хуже, шум в ухе. — Зубная боль. Ничего почти не писал.
1893
Я. П. Е. б. ж.
1894
Нынче 4 Ноября Я. П. В Пирогово не поехали. Девочки нашли в Козловке письмо от С[они], в к[отором] она отчаивается. Вчера же вечером получил письмо, из к[оторого] видно, что всё прошло. Я оба дня не брался за писанье. Не хочется писать и думать. Хочется работать руками, ездить. Нынче приехал Сережа. Мне с ним хорошо. Опять он чувствует, что я иду ему навстречу, и он приближается. Письмо от Гурев[ич], справедливо возмущенное всем бешенством подлости и дурачества, и от Соловьева очень ласковое. — Теперь 10-й час.
Ничего уже не придется делать. Таня жалуется, что жизнь прошла — ее 30 л[ет] — без пользы и что напортила себе. — Это хорошо, что она так думает. Машу посылают за границу. — Завтра.
1902
Нынче 4 Нояб. Я. П.
За это время важное: судъ Афанасья, арестъ Новикова, смерть матери Михайлова и прiездъ П[етра] Веригина. Записать много есть чего. Запишу сейчасъ то что думалъ:
1) Читаю Postscriptum de ma vie, V. Hugo. Объ infini онъ расписываетъ разстоянiя звездъ, быстроту, продолжительность времен[и], и что то въ этомъ видитъ величественн[ое]. Меня никогда это не озадачивало, не пугало, я всегда виделъ въ этомъ недоразуменiе и никогда не признавалъ реальности этихъ страстей величинъ пространства и времени. Теперь же я знаю, чтò это значитъ.
Человекъ есть духовное, растущее (расширяющееся), отделенное отъ другихъ существъ, существо. Пределы своего роста (расширенiя) человекъ не можетъ постигать иначе, какъ движенiемъ. Пределы своего отделенiя отъ другихъ существъ онъ не можетъ постигать иначе, какъ телами (матерiей). Не будь человеческое существо растущимъ, расширяющимся, не было бы движенiя; не будь оно частью, не было бы матерiи. Отношенiе своего движенiя къ движенiю вне себя представляется человеку временемъ; отношенiе своего тела къ другимъ теламъ представляется человеку пространствомъ. Такъ что ни пространства ни времени нетъ, а есть только представленiе объ отношенiяхъ существъ между собою. А такъ какъ отношенiй можетъ быть безчисленное количество, то и пространство и время кажутся намъ безконечными; въ действительности же ихъ нетъ и то, что мы представляемъ себе пространство и время безконечными, показываетъ только то, что мы не можемъ знать всехъ отношенiй существъ между собою. То, что мы мыслимъ мiръ въ безконечномъ пространстве и безконечномъ времени, показываетъ только то, что мы не можемъ знать отношенiй всехъ существъ между [собою], а знаемъ только свое отношенiе къ предельнымъ намъ существамъ.
2) Ясно понялъ возможность самой нелепой веры. Это дело характера. (Записано, а не помню, въ чемъ дело).
3) Сознанiе стоитъ, событiя жизни движутся черезъ него, а намъ кажется, что движется сознанiе, какъ облака, бегущiя мимо луны.
4) Эгоизмъ — сумашествiе. Сумашествiе — эгоизмъ.
5) Люди хотятъ свободы и для достиженiя ея входятъ въ рабство учрежденiй, изъ к[отораго] никогда не выходятъ и не выйдутъ.
6): 1) Сознать христiанск[ую] истину — это первая ступень; 2) это попытка сейчасъ осуществить ее въ жизни; 3) негодованiе, озлобленiе на враговъ истины; 4) отчаянiе; 5) попытки примиренiя; 6) Все въ себе, передъ Богомъ, не заботясь о последствiяхъ.
Тоже записано иначе:
1) Восторгъ познанiя истины.
2) Желанiе и надежда сейчасъ осуществить ее.
3) Разочарованiе въ возможности осуществить ее въ мiре, надежда осуществить ее въ своей жизни.
4) Разочарованiе и въ этомъ, и отчаянiе.
5) Все для души, не заботясь о последствiяхъ.
(Это программа драмы.)
7) Главное различiе революцiонера и христiанина то, что первый все в виду последствiй, второй — все для Бога, предоставляя ему установить последствiя.
8) Читая Мережк[овскаго] объ Эврипиде я понялъ его христiанство. Кому хочется христiанство съ патрiотизмомъ (Побед[оносцевъ], Славянофилы), кому съ войной, кому съ богатствомъ, кому съ женской похотью, и каждый по своимъ требованiямъ подстраиваетъ себе свое христiанство.
9) Говоришь себе, что живешь больше для людей, чемъ для Бога, п[отому], ч[то] люди сейчасъ же оцениваютъ твои поступки, отвечаютъ тебе, а Богъ молчитъ. Но Богъ молчитъ также, какъ мы молчимъ, когда къ намъ обращается человекъ, неискренность к[отораго] мы чувствуемъ. Онъ молчитъ, п[отому] ч[то] мы неискрени, не всей душой живемъ для Него. Когда же мы живемъ только для Него, Онъ тотчасъ же отвечаетъ намъ въ насъ тихой радостью, спокойствiемъ, неуязвимостью.
10) Сознанiе есть воспоминанiе безъ содержанiя. Воспоминанiе есть сознанiе въ пространстве и времени.
11) Хочется жить во всю, т. е. использовать всю свою форму жизни.
12) Ничшеанство есть только неизбежный выводъ, к[оторый] не смели сделать матерiалисты изъ своего ученiя.
13) Матерьялисты, утверждая, что альтруизмъ образуется вследствiе развитiя общества, а что религiозныя ученiя суть последствiя известной степени развитiя, принимаютъ следствiе за причину: альтруистическое ученiе вытекаетъ только изъ религiознаго.
1909
Пропустил вчерашний день. Вчера ничего не работал, читал и отмечал в ней места в книге Ламы. Оч[ень] сильно. Попытался писать предисловие — не пошло. На душе весь день было умиленно грустно хорошо, — как ни странно это сказать — радостно. —
Вечером 2 Нояб[ря] оч[ень] важное. Я сказал про то, ч[то] Ч[ертков], если я приеду в Кр[екшино], обещает устроить так переезд через Москву, что меня не увидят. С[офья] А[ндреевна] вдруг вышла из себя. Оч[ень] б[ыло] тяжело. Я, слава Богу, удержался в добре. Прощался целуясь, и оч[ень] хотелось сделать ей что-нибудь особенно приятное. Понимаю эту лучшую радость жизни: за зло заплатить добром, но только понимаю, но сделать не мог ни в тот вечер, ни на другой день. Мог только на словах держаться, но в душе была rancune. И то слава Богу. Можно и дойти. —
————————————————————————————————————
Целый день вчера б[ыл] слаб, ходил гулять в елочки. Писем б[ыло] мало. Вечером играл в карты.
Какую великую помощь дает мне моя новая молитва. Помоги мне, Господи, быть с Тобою. Помогает в общем состоянии, но все-таки редко успеваю вспомнить при общении с людьми. Никогда не думал, чтобы это б[ыло] так трудно — трудно вспоминать при общении. Записать:
1) Дело у меня теперь главное одно: хорошо умереть. Оно и у всех всегда главное дело, п[отому] ч[то] для того, чтобы хорошо умереть, надо хорошо жить. Только в 25 лет не помни[шь] и не понимаешь этого так, как в 81.
2) Тщеславие, забота о славе людской, с к[оторой] я так боролся и борюсь, так же сильно, как в молодых существах половое чувство.
————————————————————————————————————
И странное дело, я понял, что оба эти чувства одинаково необходимы для жизни совокупности людей. — Половое чувство необходимо для продолжения человечества, славолюбие — для продолжения движения мысли человечества. Последствие первого — продолжение жизни, последствие второго — развитие, совершенствование жизни. Не будь полов[ого] чувства — не было бы жизни поколений, не будь славолюб[ия] — не б[ыло] бы общения, единения мысли между людьми. Оба чувства составляют трудно преодолимую потребность и вместе с тем, строго говоря, безнравственны и если не сдерживаемы, вызывают самые отвратительные поступки, и потому естественно людям воздерживаться от того и другого и отдаваться тому и другому только тогда, когда человек не может не отдаться этим требованиям и берет на себя обязательство, связанное с исполнением требований чувства: при половом чувстве обязательство берется по отношению последствий поступка — содержание, рощение, воспитание детей; при славолюбии же обязательство в исполнении в жизни тех начал, к[отор]ые высказывает пишущий или говорящий.
————————————————————————————————————
3) Часто в письмах спрашивают у меня: хорошо ли, нужно ли жениться, выходить замуж. Думаю, что такой ответ ясно выразит то, ч[то] я думаю и чувствую по этому вопросу:
Всегда лучше воздержаться, если можешь, — уничтожить в себе пол, если можешь, т. е. быть ни мущиной, ни женщин[ой], а человеком. Это первое. Если же не в силах и не можешь видеть мужчина в женщинах — сестер, а женщина в мужчинах — братьев, если полов[ое] чувство нарушает главное дело жизни — братское, равно духовное, любовное отношение ко всем людям, то женись, сойдясь неразрывно, на всю жизнь с одни[м] или одною, разумеется, стараясь найти в том или той, с кем сходишься, наибольшее согласие с своим жизнепониманием, и вступая в такое половое общение, знай, что ты этим общением берешь на себя обязательство растить и воспитывать детей, — естественное, оправдывающее последствие брака.