Найти тему
Жанна

3 ноября из Дневников Л. Толстого

Оглавление

1852

Ездилъ и ходилъ на охоту, ничего не делалъ, устал и много выпилъ чихиря.

1853

2. 3 Ноября. Оба дня провелъ въ тумане. Безпрестанные посетители у Олифера и безпокойство о болезни (которая какъ-то колеблется между лучшимъ и худшимъ) отвлекали меня отъ наблюденiй зa самимъ собой, за другими и отъ занятiй. — Решился лечиться, несмотря на то, что Докторъ внушаетъ мне очень мало доверiя. —

Вчера завязался между мной и несколькими Офицерами споръ о ценности жалованныхъ титуловъ; причемъ Зуевъ высказалъ безъ всякой последовательности свою зависть къ моему титулу. Въ ту минуту мысль, что онъ считаетъ меня тщеславнымъ своимъ титуломъ, кольнула мое самолюбiе; теперь-же я отъ души радуюсь, что онъ далъ подметить въ себе эту слабость. Какъ опасно верить мыслямъ, являющимся въ жару спора. —

Всегда жить одному: дорогое правило, которое я постараюсь соблюдать. —

Почти всякiй разъ при встрече съ новымъ человекомъ я испытываю тяжелое чувство разочарованiя: Воображаю себе его такимъ, каковъ я, и изучаю его, прикидывая на эту мерку. Разъ навсегда надо привыкнуть къ мысли, что я исключенiе, что или я обогналъ свой векъ, или — одна изъ техъ несообразныхъ неуживчивыхъ натуръ, которыя никогда не бываютъ довольны. Нужно взять другую мерку (ниже моей), и на нее мерять людей. Я реже буду ошибаться. — Долго я обманывалъ себя, воображая, что у меня есть друзья, люди, которые понимаютъ меня. Вздоръ! Ни однаго человека еще я не встречалъ, который бы морально былъ такъ хорошъ, какъ я, который бы верилъ тому, что не помню въ жизни случая, въ которомъ бы я не увлекся добромъ, не готовъ былъ пожертвовать для него всемъ.

Отъ этаго я не знаю общества, въ которомъ бы мне было легко. Всегда я чувствую, что выраженiе моихъ задушевныхъ мыслей примутъ зa ложь, и что не могутъ сочувствовать интересамъ личнымъ. —

Вчера перешелъ на квартиру. — Ежели я буду принужденъ прожить здесь месяцъ, я уверенъ, что употреблю его съ пользой. Уже вчера вечеромъ я почувствовалъ то расположенiе къ истинной пользе, подъ влiянiемъ котораго находился въ Тифлисе, въ Пятигорске. Нетъ худа безъ добра. Вчера при мысли, что у меня можетъ провалиться носъ, я вообразилъ себе, какой огромный и благой толчокъ это дало бы мне на пути нравственнаго развитiя. Я такъ живо представилъ себе, какъ бы я былъ благороденъ, преданъ благу общему и полезенъ ему, что мне почти захотелось испытать то, что я называлъ несчастiемъ, извиняющимъ смертоубiйство.

Впрочемъ эту подлую мысль, т. е. самоубiйства отъ стыда уродливости, которую я слышалъ отъ Иславина, сказанную хорошо и выразительно, я повторялъ безъ убежденiя. Какъ часто это бываетъ, что повторяешь вещи, не обдумавъ ихъ, потому только, что оне сказаны хорошо. —

Не повторяй ничего слышаннаго, какъ бы оно не поразило тебя, не обдумавъ его спокойно и не согласовавъ его въ спокойномъ состоянiи съ собственнымъ направленiемъ. —

Занятiя. Споръ о титулахъ. Жить одному. Мерка для людей. Неуживчивость. Расположенiе духа. Мысль о уродливости. Повторенiе чужихъ мыслей.

1854

Въ Одессе разсказывали мне трогательный случай. Адъютантъ Дежурнаго Генерала прiехалъ въ N—скiй Госпиталь, где лежатъ раненые 4-го корпуса изъ Крыма. Главнокомандующiй Князь Горчаковъ, сказалъ онъ имъ, приказалъ благодарить васъ за храбрую вашу службу и узнать...» Урра! раздались слабые и недружные голоса со всехъ коекъ. Славная, великая награда Горчакову за его труды. Лучше портрета на шею.

На перевозе въ Николаеве лоцманъ разсказывалъ мне, что 26 было дело, на которомъ отличился Хомутовъ, взялъ будто пропасть пленныхъ и орудiй, но что 26 изъ 8000 нашихъ воротились только 2 т[ысячи]. Въ Николаеве [?] офиц[еръ] подтверд[илъ] эти слухи. Нахимовъ и Липранди говорятъ ранены. Непрiятель получилъ подвозъ войскъ и располагается на зимовыя квартиры. Богъ знаетъ, что̀ правда. Еще разсказывалъ мне лоцманъ анекдотъ про казака, который поймалъ арканомъ и велъ Аглицкаго Князка и велъ къ Менчикову. Князекъ выпалилъ въ казака изъ пистоля. Ей, не стреляй, сказалъ казакъ. Князекъ еще разъ выпалилъ и опять не попалъ. Ей, не балуй, сказалъ казакъ. Князекъ въ 3-й разъ (всегда до 3-хъ разъ) промахнулся. Казакъ началъ его лупить плетью. Когда князекъ пожало[вался] М[еншикову], что ка[закъ] его билъ, казакъ сказалъ, что онъ его училъ стрелять, коли онъ начальникъ, да не умеетъ палить, что же его казаки вовсе не будутъ знать. Менчиковъ разсмеялся. Вообще въ народе больше слы[шно] о Анг[личанахъ], чемъ о Француз[ахъ].

1856

Утромъ письмо тетин[ьке], у Машиньки, катался съ детьми, обедалъ у Боткина. Григорьевъ и Островскiй, я старался оскорбить ихъ убежденiя. Зачемъ? не знаю. Вечеромъ у Маши и Волконскаго, очень прiятно. —

1857

Утро покупки. М[ашинька] оставила. Обедъ съ Розовой. Вечеромъ у Паниныхъ. Когда я перестану спорить съ умными?

1865

Та же гигиена. Ужин произвел приятный сон, газы и слабый шум в ухе, но язык лучше. Весь день хорошо обдумывал много, писал мало. С Соней что-то враждебно.

1889

Встал поздно, ходил. Дети больны. С[оня] волнуется. Я стараюсь помочь, не умею, жалко ее. Писал много о науке, искусстве. Едва ли выйдет прок. Вечером устал, играл в шахм[аты], говорил с детьми и А[лексеем] М[итрофановичем]. Думал: Большая ошибка думать, что Ц[арство] Н[ебесное] там, за гробом, и такая же большая ошибка думать, что оно здесь. Оно внутри, а когда внутри, то здесь и там не раздельно. Теперь 12. Ложусь спать.

1893

Почти месяц не писал. Нынче 3 Ноября Я. П. Мы живем одни с Машей уже 2-ю или 3-ю неделю. Очень хорошо. Она совсем успокоилась, Лева едет за границу. Ему не лучше. Le salut est en vous вышло. Я кончил о религии. Написал Тулон и не посылаю. За это время мало думал, и если и думал, то не записал. Записано только следующее:

1) Ничто так не мешает людям понимать смысл жизни и жить, как должно, как то, что они придумывают себе специальные точки зрения. Так, положим, человека на ваших глазах убивают. Если у вас нет никакой специальной точки зрения вы броситесь отнимать или, по крайней мере, будете негодовать отговаривать, но если у вас точка зрения эстетическая, вы наблюдаете выражение чувств, позы...; если у вас точка зрения служебная, вы одобряете правильно[сть], или не одобряете неправильность с служебн[ой] т[очки] з[рения]; если у вас точка зрения религиозная, вы рассуждаете о грехе и т. п.

2) Многие люди, переходя от мирской жизни к христианской, бывают в тяжелом переходном положении тогда, когда всякая деятельность мирская потеряла смысл и не влияет, а деятельность христианская — форма служения Богу — еще не найдена. Когда находишься в этом положении, не думай, что можешь вернуться к старому, или что можешь оставаться в бездействии, но знай, что спасение только в новой, совсем новой, другой христианской деятельности: содейст[вии] установлению Ц[арства] Б[ожия].

3) Отчего всегда люди гадали на птиц[ах], внутренностях и на картах, пасьянсах? Гадание, обещающее успех, подбавляет энергии, надежды на успех. И потому, когда хочется гадать, знай, что хочется прибавки энергии, прибавь.

4) Жить до вечера и до веку. Жить так, как будто доживаешь последний час и можешь успеть сделать только самое важное. И вместе с тем так, как будто то дело, к[оторое] ты делаешь, ты будешь продолжать делать бесконечно.

5) Не думай никогда, что ты не любишь, или что тебя не любят. Это только нарушена чем-то всегда существовавшая и существующая любовь между тобой и людьми, и тебе надо только постараться устранить то, что нарушает эту вечно связывающую между собой людей любовь — к[оторая] всегда есть.

1894

Пирогово. Е. б. ж.

1896

Я. П. Е. б. ж.

1898

Е. б. ж.

1905

Я. П.

Почти две недели не писалъ. Нездоровъ последнее время — желчь: слабость и дурное расположенiе. Провинился вчера съ Ильей. Спорилъ. Временами тяжело. Писалъ Бож[еское] и Чел[овеческое] недурно. Затеялъ обращенiе къ народу. Нехорошо. Записано немного:

1) Ехалъ верхомъ и думалъ о своей жизни: о праздности и слабости большей ея части. Только по утрамъ исполняю свое назначенiе — пишу. Только это отъ меня нужно. Я орудiе чье-то.

2) Во всей теперешней революцiи нетъ идеала. И потому не революцiя, а бунтъ. —

3) Виделъ во сне, что творю нечто ужасное по безнравственному безобразiю. Делаю это, и совершенно спокоенъ. Различiе сна и действительности (субъективно) для себя въ томъ что не видишь различiя между нравственнымъ и безнравственнымъ: не можешь вызвать въ себе сознанi[я] высшаго я.

4) Истинная жизнь есть сознанiе себя, она же есть нравственная жизнь. Я сознаю себя. Кто же этотъ я, к[оторый] сознаетъ себя? Это — божественное, вечное, всемiрное начало, которому я могу быть причастнымъ. Свобода воли только въ томъ, что мы можемъ переходить изъ низшаго сознанiя въ высшее.

————————————————————————————————————

Мне очень тяжело, но я не сдаюсь. И опять хорошо.

1910

[Астапово.] Ночь б[ыла] тяжелая. Лежалъ въ жару два дня. 2-го прiехалъ Ч[ертковъ]. Говорятъ, что С[офья] Ан[дреевна]. <3-го Т[аня]>. Въ ночь прiехалъ Сережа, оч[ень] тронулъ меня. Нынче, 3-го Никит[инъ], Таня, потомъ Голденв[ейзеръ] и Ив[анъ] Ив[ановичъ]. Вотъ и планъ мой. Fais ce que doit, adv......

И все на благо и другимъ, и главное, мне