ДЕВЧАТА
1961
Комедийный художественный фильм «Девчата», снятый по одноимённой повести Бориса Бедного несмотря на малооригинальный сюжет («спор на девушку»), благодаря блестящей актерской игре и потрясающим легким диалогам, стал большим хитом на многие десятилетия.
Фразы героев картины разошлись на цитаты, став частью советского и пост-советского фольклора:
— Так хочется быть красивой, я б тогда за всех обманутых девчат отомстила! Вот иду я красивая по улице, а все встречные ребята так и столбенеют, а которые послабей — так и падают, падают, падают и сами собой в штабеля укладываются!
— Я вот всё думала, как это люди целуются. Ведь им же носы должны мешать? А теперь вижу — не мешают.
— Техника! Тут соображать надо! Это тебе не картошку варить!
— Надьке вот-вот 28 стукнет, тут не то что за Ксан Ксаныча, за козла пойдешь.
— Ненавижу.... — Ты ж говорила, что полюбила? — С тех пор ещё больше ненавижу!
— Вот мы сегодня по истории проходили, было такое время, когда женщины мужчинами командовали. Очень правильное было время! Я вот только его название забыла. — Матриархат, что ли? — Ты тоже знаешь? Вот они где у нас сидели, голубчики! Так нет, выпустили их древние женщины, вот они теперь и командуют!
— Подумаешь, тоже мне фигура! — Фигуры может быть и нет, а характер – налицо.
Фильм очень добрый и хорош тем, что лишний раз показывает что и невзрачная внешне девчонка («ни лица, ни фигуры») с помощью искренности, смелости, гордости, чувства собственного достоинства, внутренней красоты и силы, может стать любимой и завоевать сердце «принца».
БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА
1973
Знаменитая советская комедия, собравшая поистине блистательное созвездие актеров – в фильме снялись Евгений Леонов, Ролан Быков, Александр Збруев, Михаил Кононов, Светлана Крючкова, Савелий Крамаров, Лев Дуров, Люсьена Овчинникова и многие другие легендарные актеры. Эта смешная и трогательная история о жизни одного класса вечерней школы, показывает как люди разных возрастов и профессий умудряются совмещать работу и учебу, о их трудностях, отношениях, о любви и о многом многом другом, завоевала всенародную любовь.
А какие диалоги и песни в фильме:
— Значит, она ваша невеста. - Да. Но она об этом еще не знает! (Нестор, Тимохин)
— Разрешите вами восхищаться! (Нестор)
— Я наблюдал за вами 7 дней и пришёл к выводу, что вы меня достойны. (Нестор Петрович)
— Ходють тут всякие, ходють… (Тётя Глаша)
— Самое прекрасное лекарство - работа. (Директор школы)
— Нам с Вами надо с Вами что-то делать! (Нестор)
— Внимание! Аттракцион невиданной щедрости! (Тимохин)
— Внимание! Аттракцион невиданной жадности! (Ганжа)
« Кто ошибётся, кто угадает,
Разное счастье нам выпадает,
Часто простое кажется вздорным,
Чёрное белым, белое чёрным.
Часто простое кажется вздорным,
Чёрное белым, белое чёрным...
Мы выбираем, нас выбирают,
Как это часто не совпадает,
Я за тобою следую тенью,
Я привыкаю к несовпаденью.
Я за тобою следую тенью,
Я привыкаю к несовпаденью»
СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН
1977
— Не перебивайте, пожалуйста, я сам собьюсь (Новосельцев)
— А идите вы в бухгалтерию!!! (Калугина)
— Ну а как вам моя прическа? (Калугина)
— Умереть — не встать (Новосельцев)
— Я тоже так думаю (Калугина)
— Она не женщина, она директор (Новосельцев)
— У меня такая безупречная репутация, что меня уже давно пора скомпрометировать (Калугина)
— Почему умер, я не давала ему такого распоряже… Как — умер? (Калугина)
— Если сегодня еще кто-нибудь умрет или родится, я останусь без обеда (Новосельцев)
— Именно обувь делает женщину женщиной (Вера)
— Голову вперед! Грудь вперед! (Вера)
— Вы мне льстите, Вера. (Калугина)
— Вам все льстят. (Вера)
— Что отличает деловую женщину от Женщины? Походка! (Вера)
— Выдвинули на общественную работу и с тех пор никак не могут задвинуть обратно (Новосельцев)
— Мы же ведь вас на самом деле любим глубоко в душе… где-то очень глубоко… (Новосельцев)
— Очень глубоко! Так глубоко, что я этого даже не замечаю. (Калугина)
Как во всех лентах Рязанова, обладающего поразительным музыкальным чутьем, одним из главных героев картины становится музыка, на стихи Эльдара Рязанова, Евгения Евтушенко, Роберта Бёрнса.
« У природы нет плохой погоды.
Каждая погода - благодать.
Дождь ли, снег, любое время года
Надо благодарно принимать
Отзвуки душевной непогоды,
В сердце одиночества печать,
И бессонниц горестные всходы
Надо благодарно принимать.
Надо благодарно принимать....»
« Нас в набитых трамваях болтает,
Нас мотает одна маета,
Нас метро то и дело глотает,
Выпуская из дымного рта.
В шумных улицах, в белом порханьи,
Люди, ходим мы рядом с людьми.
Перемешаны наши дыханья,
Перепутаны наши следы.
Перепутаны наши следы
Из карманов мы курево тянем,
Популярные песни мычим,
Задевая друг друга локтями,
Извиняемся или молчим.
По Садовым, Лебяжьим и Трубным,
Каждый вроде отдельным путем,
Мы, не узнанные друг другом,
Задевая друг друга, идем.
Задевая друг друга, идем»
« Моей душе покоя нет -
Весь день я жду кого-то.
Без сна встречаю я рассвет,
И всё из-за кого-то.
Со мною нет кого-то.
Ах, где найти кого-то?
Могу весь мир я обойти,
Чтобы найти кого-то...
Чтобы найти кого-то...
Могу весь мир я обойти!
О вы, хранящие любовь
Неведомые силы!
Пусть невредим вернется вновь
Ко мне мой кто-то милый!
Но нет со мной кого-то,
Мне грустно отчего-то...
Клянусь, что всё бы я отдал
На свете для кого-то...
На свете для кого-то...
Клянусь, что всё бы я отдал! »
МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ
1979
Гениальный режиссер, снявший фильм, Владимир Меньшов, поначалу хотел отказаться от мелодраматического сценария, но всё же он его привлёк. Как позже он признавался, возможно, что в будущем фильме была некоторая автобиографическая для него и его супруги нотка. Они так же, как и герои фильма, прошли через общежитие, завоёвывали Москву, как приезжие провинциалы. Бюджет фильма был достаточно скромен, составив 550 тысяч рублей.
Актёрский состав кинокартины сложился не сразу. Первоначально на роль Катерины Меньшов планировал взять Ирину Купченко, Маргариту Терехову, Анастасию Вертинскую, но все они отказались. Отчаявшись, он взял на эту роль свою жену, хотя самой Алентовой сценарий тоже не понравился. Галина Польских отказалась от роли Тоси, Инна Макарова и Клара Лучко — от роли матери Рудольфа Рачкова, от роли Людмилы Свиридовой — Жанна Болотова и Валентина Титова.
И как же это здорово, потому что актеры поверившие в режиссера, на счету которого к тому времени был всего один, правда вполне успешный фильм - "Розыгрыш", сценарий, полюбили своих героев и гениально передали их характеры, отношения, и дух времени, а дальше их полюбила вся страна.
Фильм получил и международное признание и любовь взяв Золотого Медведя на Берлинском кинофестивале в 1980 году и Оскар в 1981.
Секрет успеха этого фильма в его необыкновенной душевности и искренности, можно смеяться и плакать вместе с его героями.
Блистательные цитаты из фильма « Москва слезам не верит»:
— Вечер перестает быть томным…
— Черт побери! Вы так вкусно рассказываете, что у меня аж слюнки потекли.
— Ждите меня здесь. В квартиру всех впускать, никого не выпускать. В случае сопротивления — открывать огонь.
— Чтобы генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить.
— Одиночество — это рождаемость падает, а алкоголизм растёт!
— Иногда такую глупость услышишь, а оказывается – точка зрения.
— Молодец ты, Катя! Мы своим ребятам тебя всегда в пример ставим. Всего, чего хотела в жизни, добилась.
— Это верно. Только ты пока ребятам не рассказывай, что как раз тогда, когда всего добьёшься в жизни, больше всего волком завыть хочется…
— Шашлык женских рук не терпит.
— Нет, девочки, не хочу я начинать семью с обмана.
— Слушай, а почему ты не выходила замуж?
— Тебя ждала…
— Я предпочитаю делать в своей жизни то, что я люблю. А не то, что модно, престижно или положено.
ЛЮБОВЬ и ГОЛУБИ
1984
Третий фильм Владимира Меньшова «Любовь и голуби», лирическая комедия о жителях сибирского поселка, получила непроходящую зрительскую любовь.
Диалоги персонажей давно разошлись на цитаты и фактически превратились в «народные»:
―А ты че стоишь, уши растопырила? Отцова заступница.
― Потом вышел врач, говорит: умерла, дедушка, твоя бабушка.
– Соль — это белый яд.
– Так сахар же — белый яд!
– Сахар — это сладкий яд.
– Раиса Захаровна, может, с хлебушком, а?
– Хлебушек — это вообще отрава!
– Нет, я бы сейчас горбушечкой отравился бы... Ну правда жрать охота!
– Не «жрать», а «есть».
– Че?
– Да не «че», а «что»!
― Вы его любите?
– Чё?
– Любите ли вы этого человека?
– Ой... да какой человек. Да был бы это человек, да разве б он так поступил?
― Бог-то не тимошка, видит немножко.
– А если это любовь, Надя?
– Кака любовь?!
– Така любовь! Вот о чём должны вы были сначала подумать, Наденька!
― Людк, а Людк! Глянь, че делается!
– Это ведь она! Ах ты, сучка ты крашена!
– Почему же крашена? Это мой натуральный цвет!
А какие наши фильмы вы чаще всего пересматриваете?