По-карнавальному многоцветная дебютная книга Йоханны Бенц (Johanna Benz) “Pacho Rada, la légende!” о легендарном колумбийском музыканте в 2016 году как смерч ворвалась на выставку в Болонье и получила очень важную для начинающих художников премию Opera Prima.
Йоханна Бенц – молодая художница из Германии, которая училась в Лейпциге и сейчас рисует иллюстрации для журналов, придумывает афиши для театра и выставок, занимается анимацией. А еще увлекается graphic recording, для которого пока нет термина на русском. Это техника быстрого изображения при помощи рисунков и подписей, которые фиксируют разговоры и – шире – вообще все, происходящее вокруг (в транспорте, на конференции, на улице) в данный конкретный момент. Есть сайт, посвященный graphic recording, на котором, в том числе, можно найти работы Йоханны.
Книга про Пачо Рада пока единственная для художницы. Она начиналась как личный проект, и Йоханна напечатала небольшое количество экземпляров “для себя”. Но потом на книжной выставке показала книгу французскому издателю, и все получилось – вышел “Pacho Rada, la légende!”.
Йоханна заинтересовалась Пачо Рада совершенно случайно, она никогда не была в Колумбии и ничего не знала о местной музыке. Но Пачо Рада, умерший в 2013 году в возрасте 96 лет, еще при жизни стал легендой, вокруг которой вырос целый лес “правдивых” историй и анекдотов. Йоханну настолько поразили некоторые из них, что она взялась нарисовать мифологическую биографию знаменитого аккордеониста.
Германия десятилетиями поставляла аккордеоны в Аргентину – страну танго, где музыка играла прямо на улицах, а по вечерам танцоры набивались в крохотные душные кабачки.
Но однажды судно, перевозившее очередную партию инструментов, затонуло, и один из аккордеонов прибило к колумбийскому пляжу. Тут как из-под земли возник дьявол, который указал еще очень молодому Пачо на эту удивительную находку.
В истории Йоханны дьявол потопил корабль преднамеренно - лишь для того, чтобы аккордеон попал в руки Пачо. Более того, инструмент кажется порождением дьявола, вышедшем из его темного, похожего на тучу, бесформенного тела, а не с конвейера какой-то там немецкой фабрики.
Пачо Рада, никогда не учившийся музыке, быстро становится настоящим виртуозом, звездой свадеб, похорон и деревенских праздников. Сегодня он считается одним из главных исполнителей в жанре вальенато. Наряду с кумбией, вальенато – национальное колумбийское достояние, стиль, в котором слились африканское, местное южноамериканское и европейское звучание и инструменты. Из простого развлечения музыка вальенато выросла в отдельный способ коммуникации и передачи новостей. Бесконечные куплеты пересказывали события, произошедшие в других городах и деревнях, рассказывали истории отдельных людей и полулегендарных персонажей (таких, как сам Пачо Рада).
Слава, деньги, женщины и встреча с самой смертью лицом к лицу – в общем, дальше Пачо ждала образцовая жизнь великого музыканта! Конечно, мы никогда не узнаем, что из историй о Пачо Рада – правда, а что нет. Он и сам был знатным выдумщиком и любил напустить побольше тумана вокруг своей биографии. Йоханна рассказала, что во время работы над книгой она нашла в интернете больше тысячи анекдотов и случаев, якобы произошедших с Пачо.
Главной задачей было заставить музыку звучать через рисунок. Конечно же, для этого Йоханне пришлось послушать очень много песен вальенато. А потом постараться передать эту порывистость и жизнерадостность, это соединение трех культур.
Резкие и решительные линии цветного карандаша создают эффект движения: вот томно прижавшиеся друг к другу пары танцуют танго, вот на слабом ветру покачивается гирлянда огоньков над танцполом. А вот мешанина синих линий, из смерча которых появляется дьявол, верткий и вездесущий.
Персонажи книги вырастают из цветовых пятен и клякс, они все похожи на тряпичных марионеток, движущихся под ритмы аккордеона. Мы почти не видим лиц, но перед нами мелькают оскаленные улыбки, яркие юбки, грузные и стройные фигуры, собирающиеся из линий и снова рассыпающиеся на части.
Йоханна написала весь текст от руки на отдельных страницах. Такое решение подсказало ей немое кино, в котором реплики персонажей часто написаны на кадрах-врезках. Так текст не влияет на картинку, не навязывает ей своих смыслов, и у читателя есть возможность превратиться в зрителя.
Глядя на яростный вихрь красок, танцующих фигур и лиц-масок нельзя не вспомнить про мексиканский День мертвых и про особенное южноамериканское отношение к потустороннему. Среди танцоров то и дело мелькают дьявольские рожки, а смерть может зайти выпить в бар. Эту тонкую границу между миром живых и мертвых, между миром фантастического и человеческого еще больше размывает музыка Пачо Рады. Он, словно шаман, соединяет разные вселенные, и мы уже не можем отличить карнавал от похорон, выдумку от правды. И даже не уверены, а жив ли сам Пачо Рада. Или это его призрак, который будет играть на аккордеоне целую вечность?
Настя Макарова
_________________________________
Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал "Картинки и разговоры". А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм, мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки :)
Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.