У великого поэта ХХ века Владимира Маяковского не так много любовной лирики, но, наверное, каждый из нас хотя бы раз читал "Лиличка! Вместо письма", "Скрипка и немножко нервно", "Послушайте, ведь если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно", поэмы "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Про это"... Большинство этих гениальных стихотворных строк посвящено Лиле Брик - музе русского авангарда, жене Осипа Брика и той самой женщине, которую великий поэт Маяковский умолял любить даже перед собственной смертью.
"Что в ней такого, в Лиле Брик?" - многие задаются этим вопросом. Конечно, Лиля обладала женскими чарами, была умна, коварна, имела прогрессивные взгляды и ультрамодный, по меркам Советского Союза, стиль. Достаточный ли набор качеств, чтобы влюбить в себя гения и удержать рядом с собой, практически, на всю жизнь?
По мнению автора статьи ответ кроется в самой личности Маяковского. Дело не в том, КОГО любил Маяковский, а КАК он умел любить. Чтобы понять, что творилось в душе у гения, необходимо обратиться к его творчеству:
«Хотите —
буду от мяса бешеный
— и, как небо, меняя тона —
хотите —
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах! »
(Облако в штанах, 1915 г.)
«Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!
Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце — холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское».
(Облако в штанах, 1915 г.)
«Дра́зните?
"Меньше, чем у нищего копеек,
у вас изумрудов безумий".
Помните!
Погибла Помпея,
когда раздразнили Везувий!»
(Облако в штанах, 1915 г.)
«Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б».
(Лиличка! Вместо письма, 1916 г.)
«Пройду,
любовищу мою волоча.
В какой ночи
бредовой,
недужной
какими Голиафами я зачат -
такой большой
и такой ненужный?»
(Себе любимому, 1916 г.)
В своих произведениях Маяковский подчёркивает, что любовь его - громада, тяжкая гиря, она душит и вытерпеть объекту обожания её тяжело. Сам он - зачат Голиафами - библейскими гигантами. Высокий рост, громоподобный голос, пылающий темперамент и в противовес этому - внутренний ребёнок, нуждающийся в мягкой, женской любви. Он готов стать преданным и верным, безукоризненно нежным. Безусловно, Лиля выделялась из общей массы женщин её времени, но именно этот самоотверженный человек - Маяковский - дал нам ту Лилю, которую мы знаем сегодня, наделил её качествами Музы и возвёл на пьедестал. Его любовь сотворила её.
Любовь должна вдохновлять на созидание. Вот так и мы должны любить - самоотверженно, не ища выгоды.
Срываться в ночи с букетом цветов, первому идти на примирение - это не слабость, а подтверждение того, что ты был, есть и будешь достойным человеком, прямое доказательство широты души. Человек, который умеет любить самоотверженно никогда не должен корить себя за то, что он несовременен, слаб и глуп. Любовь зарождается внутри и наделяет в первую очередь нас теплом, прежде чем мы решимся её кому-то подарить. Люди, умеющие любить - это надежда современного мира.
И ещё немного о том, как Маяковский любил Лилю:
«И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа» .
(Лиличка! Вместо письма, 1916 г.)
«Быть царем назначено мне -
твое личико
на солнечном золоте моих монет
велю народу:
вычекань!
А там,
где тундрой мир вылинял,
где с северным ветром ведет река торги,-
на цепь нацарапаю имя Лилино
и цепь исцелую во мраке каторги.»
(Флейта-позвоночник, 1915 г.)