Даже представители древнейших цивилизаций ощущали потребность в украшении своего лица и тела. Также древние египтяне не отказывали себе в возможности сделать себя красивее. Макияж в их понимании имел не только эстетическое значение, но и волшебное. Многие сюжеты о фараонах имели "волшебный вид", именно благодаря их макияжу.
За тысячи лет до появления пирамид и изобретения современной туши для ресниц, мужчины, женщины и дети из всех слоев египетского общества наносили макияж на свои лица и тела. Более того, они были абсолютно убеждены, что даже смерть не освобождает их от обязанности носить его.
Глубоко веря в то, что загробная жизнь не так уж и отличается от повседневной и что подобные предметы необходимы, фараоны отправились в последнее путешествие с косметикой и косметическими принадлежностями, которые археологи находят в их гробницах. Они брали, например, поддоны из сланца, используемые для натирания косметики, которые датируются 3300 годом до нашей эры.
В Египте было большое разнообразие продуктов и аксессуаров для макияжа
Египтяне были талантливыми химиками, любили краситься и создавать различные косметические средства из смесей, таких как увлажняющие крема. Они насыпали порошок из натуральных веществ - молотых орехов или минералов - на палитру, тарелку или ложку и комбинировали его с животным или растительным жиром для придания смеси правильной консистенции.
Полученная таким образом консистенция должна была помочь косметике оставаться на коже как можно дольше, что было нелегко сделать под палящим африканским солнцем. Очень важно, чтобы макияж был в хорошем состоянии, так как он служил многим целям.
Он рассматривался как украшение, но также носил с собой магическое и религиозное значение. Важнейшим и наиболее заметным элементом египетского макияжа был уход за глазами.
Глаза
Большинство персонажей в искусстве той эпохи четко, ярко подчеркивали глаза и брови. Это можно увидеть на фресках и росписях той эпохи.
Характерный макияж глаз проникал в поп-культуру спустя многие тысячи лет. Его носит Клеопатра в лице Лиз Тейлор в одноименном фильме 1963 года и фильме о приключениях Астерикса и Обеликс актриса, играющая Нефертити. Именно появление Лиз Тейлор в Клеопатре вдохновило сумасшедшую моду на "египетский макияж" в 1960-х годах.
То, что наносили себе на лицо египтяне представляло собой сложную смесь многих ингредиентов. Среди них наиболее значимыми были: порошкообразный металл (сурьма), обгоревший миндаль, свинец, окисленная медь, охра, ясень, малахит, хризоколла.
Все эти “таинственно” смешанные вещества хранились в специальных емкостях. Перед использованием их смачивали водой или маслом, а затем наносили специальным аппликатором.
Губы
Раскопки в Египте доказывают, что популярность красной помады определенно выходит за рамки двадцатого века. Уже несколько тысяч лет назад губы были окрашены в этот цвет. Исследователи обнаружили капилляр, который, вероятно, содержит помаду, и при тщательном обследовании выяснилось, что треть его состоит из красного пигмента - охры. Другие ингредиенты включают смолу и жир.
Ученые предполагают, что консистенция помады того времени напоминала консистенцию настоящей и наносилась кистью или лопаткой. Женщина, рисующая губы кистью, была увековечена в египетском папирусе. Это служит еще одним доказательством того, что губы красить начали далеко не десятки и даже не сотни, а тысячи лет назад.
Лицо
Женщины из королевской семьи и высших слоев общества могли защитить свое лицо от солнца. Они также заботились о хорошем увлажнении, о чем свидетельствуют сохранившиеся формулы кремов. Несмотря на палящее солнце, египтяне старались сохранить кожу как можно ярче, и при необходимости были готовы помочь природе искусственным осветлением. Это явно было показано в живописи того времени, где они были изображены с почти белым цветом лица.
Яркое лицо являлось признаком благородного происхождения - оно доказывало, что женщина может позволить себе не работать физически и не оставаться на солнце слишком долго.
Египтяне не наносили толстый слой порошка на лицо. Картины, хранящиеся сейчас в Британском музее в Лондоне, показывает женщину, которая наносит порошок с помощью специального аппликатора - она держит в руках характерные банки порошка. Однако на лицах подданных фараонов не могли не заметить румянец на щеках.
Косметика была найдена в могилах вместе с палитрами, которыми ее растирали. Когда смотришь на знаменитый бюст Нефретити, видно, что ее лицо было окрашено в розово-красный цвет. Можно даже подумать, что именно древние египтяне изобрели контур лица.
Ногти
Также ногтевое искусство не является современным изобретением. Их уход был популярен в Египте, но в то время действительно не было лаков. Ногти были окрашены в основном хной, что позволило получить желтый или оранжевый оттенок.
Красочный маникюр был признаком высокого статуса, а темный – носили в основном придворные. Говорят, что Клеопатре нравились красные ногти, а Нефертити рубиновые.