Советская система высшего образования, к слову сказать, - одна из лучших в мире, была устроена таким образом, что все выпускники высшего учебного заведения подлежали трудоустройству по специальности и были обязаны отработать трёхлетний срок по месту трудоустройства.
Практически это происходило следующим образом: приблизительно, за год до защиты диплома в жизни советского студента случалось радостное, но неоднозначное событие, процедура распределения, где ему назначали место работы на первые три года будущей трудовой деятельности.
Радостным это событие было потому, что распределённого студента отчислить из института можно было только теоретически, а практически, Советское государство уже определило ему место в системе народного хозяйства, и нарушение государственных планов грозило большими неприятностями институтскому начальству, поэтому распределённый студент становился неприкасаемым для ненавистного деканата. Справедливости ради, надо отметить, что до четвёртого курса доживали, как правило, только относительно хорошие студенты, для которых проблема отчисления, была неактуальна.
Неоднозначным событие было потому, что заслать могли куда угодно, невзирая на место твоего проживания до поступления в ВУЗ. Так, например, коренной в пятом поколении москвич, не показавший высокого результата в учёбе, мог запросто отправиться отрабатывать положенный срок в какой-нибудь захолустный Задрищенск. Дело в том, что процесс распределения проходил с учётом средней успеваемости студента за весь период учёбы.
Выглядело это следующим образом: комиссия по распределению, обычно состоявшая из преподавателей профильной кафедры, под предводительством декана факультета, вызывала пред ясны очи будущих выпускников по одному, предлагая им места трудоустройства на выбор, причём количество мест строго соответствовало количеству распределяемых душ. Хитрость заключалась в том, что очередность вызова напрямую зависела от текущей успеваемости, соответственно первый выбирал из всего списка, а последний довольствовался тем, что осталось, и это было до обидного справедливо.
Теперь пару слов, почему я считаю трёхлетнюю крепостную зависимость на первом своём месте работы по специальности, фактором однозначно позитивным с точки зрения профессионального роста.
Дело в том, что молодого специалиста нельзя было уволить не при каких обстоятельствах. На рабочем месте он мог творить любую дичь, лепить косяк за косяком, а руководству предприятия оставалось только тяжело вздыхать и минимизировать последствия. В результате, складывалась ситуация, когда администрация предприятия, не имея возможности избавиться от неэффективного, вследствие неопытности, сотрудника, было вынужденно прикладывать усилия для обучения его специфике производства, чтобы заставить хоть как-то работать.
В конечном итоге, через три года страданий непосредственного руководства молодой специалист превращался в обычного специалиста, вполне пригодного для использования по прямому назначению.
Тридцать пять лет назад я сам был молодым специалистом, причём попал из Москвы на Крайний Север, поэтому имею право на собственное мнение. А мнение моё таково, - заставить человека насильно работать три года там, где скажут, это самый простой и эффективный способ ввести его в профессию, сделав спецом в своей области, а то, что он при этом пищит и плачет, - дело десятое, и во внимание приниматься не должно.
Подписывайтесь на мой канал, там много интересного:
- СССР фактически был капиталистическим государством.