2 марта 2019 года не стало ученого, чьи открытия в области физики полупроводников помогли создать солнечные батареи и запустить в космос орбитальную станцию "Мир"
Бесконечно долгая жизнь и бесконечно важный вклад в развитие мировой науки, давший человечеству новые возможности, в кои веки по достоинству оцененный.
"...Десятилетним мальчиком я прочитал замечательную книгу Вениамина Каверина «Два капитана». И всю последующую жизнь я следовал принципу ее главного героя Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Правда, очень важно при этом понимать, за что ты берешься."
Имя Жорес Алферову отец дал в честь французского революционера Жана Жореса (справедливости ради заметим, что Жорес это была фамилия, а имя Жан. Старшего брата Жореса звали Марксом - он погиб в Великую Отечественную. А своего сына Алферов назвал в честь отца - Иваном.
С этой путаницею "имя-фамилия" связана такая байка:
Когда в 1964 году Жорес Алферов впервые приехал в Париж на конференцию по физике, то при регистрации ему выдали нагрудный значок, на котором было написано "А.Жорес". Видимо, французские организаторы форума решили, что Жорес - это фамилия, а Алферов - имя. Тогда ученый из буквы "А" на значке сделал символ полупроводникового диода, а к своему имени приписал "Алферов". Увидев этот значок, физик из США устроил настоящий скандал: почему это русским делегатам дают фирменные значки с изображением полупроводникового диода, а американцам нет?
Жорес Алфёров, лауреат Нобелевской премии по физике 2000 года за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов (Нобелевская премия получена совместно с Хербертом Кроемером и Джеком Килби)
Гетеропереходы в полупроводниках — это микроструктуры, в которых в контакт приведены два или несколько разных по химическому составу полупроводников. Ученые в 1960-х годах понимали, что реализация идеи полупроводниковых устройств на основе гетероструктур открывала бы воистину фантастические перспективы создание чрезвычайно мощных и при том очень компактных конструкций.
Главная проблема, которую очень долго не удавалось решить физикам, заключалась в том, чтобы подобрать идеально подходящие для этого различные полупроводники. Заслуга Алферова состоит как раз в том, что ему первому удалось это сделать.
Он вспоминал, как пришел к результатам, принесшим ему мировое признание.
"Идеи использования гетероструктур возникли в начале 60-х годов у нас, в Физико-техническом институте, в моей группе. Мы показали, что для большинства полупроводниковых приборов необходимо строить полупроводниковые кристаллы из сложных химических композиций, когда он остается единым монокристаллом, но основные его свойства меняются внутри кристалла на расстояниях, исчисляемых долями микрона. Общие новые принципы управления электронными и световыми потоками в гетероструктурах я сформулировал лишь в 1966 году и, чтобы избежать засекречивания, в названии статьи говорил прежде всего о выпрямителях, а не о лазерах ", - позже рассказывал Алферов.
По словам Алферова, эти идеи поначалу казались другим ученым противоречащими физическим принципам или, во всяком случае, абсолютно невозможными на практике.
У Алферова в те годы хватило настоящей научной смелости, воли и терпения идти вперед, невзирая на почти всеобщий скепсис. И в 1967 году он со своими сотрудниками создал-таки гетероструктуры, обладавшие нужными свойствами, а позже — и первый полупроводниковый гетеролазер, работающий в непрерывном режиме при комнатной температуре. В 1970 году был создан первый в мировой практике полупроводниковый лазер, работающий в непрерывном режиме при комнатной температуре.
А уже в 1970 году в Советском Союзе на основе гетероструктур были созданы солнечные батареи.
Алферов прогнозировал создание и еще более удивительных устройств.
"Кристаллы создает природа, но мы научились их выращивать, менять их фундаментальные свойства, совершенно по-новому управлять потоками электронов и фотонов. Мы можем задавать новые свойства атомам внутри полупроводника, поэтому мы назвали их "атомами, сделанными человеком". Их именуют еще квантовыми точками. И я могу сказать совершенно точно, что в XXI веке на основе квантовых точек будут созданы уникальные по свойствам лазеры и транзисторы, появятся совершенно новые приборы и, наверное, возникнет то, что сегодня предсказать невозможно. Однажды у Альберта Эйнштейна поинтересовались: "Как делаются великие открытия?" Ученый шутливо ответил: "Все знают, что это сделать невозможно. Но находится один чудак, который об этом не знает. Вот он и делает открытие "
Но при всем оптимизме, он хорошо видел проблему современной российской науки. Он говорил: " Основная проблема российской науки сегодня - даже не низкое финансирование, которое по-прежнему в три-пять раз меньше, чем было в советские времена. Главная проблема - это невостребованность наших результатов экономикой и обществом ".
И тем не менее он считал, что за наукой будущее.
" Привычнее торговать нефтью, но её запасы не бесконечны. Между тем один грамм лазерной гетероструктуры по цене эквивалентен 10 тоннам нефти, а чипы на базе одной пластины диаметром 300 мм - уже 40 тоннам нефти. Так не пора ли подумать о будущем?"
Многие, наверное, помнят, что Алферов не изменил своим убеждениям, оставшись коммунистом. По поводу своей принадлежности к фракции КПРФ учёный рассказывает, что его отец вступил в партию большевиков (РСДРП (б)) ещё до революции, а старший брат состоял во Всесоюзной коммунистической партии большевиков, вступив в нее в Сталинграде.
— И я этим принципам никогда не изменю, — сказал в одном из интервью Жорес Иванович . — У меня в США был большой друг профессор Ник Колоньяк. Отец его мальчиком эмигрировал в США и как-то, когда он ещё был жив, сказал мне замечательные слова. Это было в 1970 году, мы приехали к нему с Ником, я взял бутылочку, сели. И Колоньяк-старший рассказал: «Когда я приехал в Штаты мальчишкой и пошёл работать в шахту, мы получали гроши, работали по 10 — 12 часов и жили в бараках. Потом русские рабочие сделали Октябрьскую революцию, наши буржуи испугались и изменили свою социальную политику. Американские рабочие живут хорошо благодаря Великой Октябрьской социалистической революции».
Среди любимых авторов и книг Жорес Алфёров выделяет «Тихий Дон» и «Поднятую целину» Шолохова, «Двух капитанов» Каверина, откуда он почерпнул главный принцип своей жизни — «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Любимые поэты учёного — Маяковский и Лермонтов.
— До сих пор в голове не укладывается: как Лермонтов мог написать свою драму «Маскарад» в 16 лет? — говорит Жорес Иванович. — Так же сложно понять, как Эйнштейн в 26 лет за год написал 5 фундаментальных трудов, которые сделали революцию в науке. Так что для меня номер один в науке — Эйнштейн, а в поэзии — Лермонтов.
И я полностью согласна с его оценкой распада СССР.
"Убежден, что разрушение Советского Союза было, есть и надолго останется самой большой трагедией ХХ века, прежде всего для народов бывшего СССР. От этого выиграла небольшая кучка партократов-плутократов и национальные элиты, возглавившие созданные на основе союзных республик новые государства. Подавляющее большинство населения оказалось обмануто и сегодня влачит жалкое существование, еле сводя концы с концами".
Но тем не менее его любимой шуткой были следующие слова: «Мы – страна оптимистов. Все пессимисты уже уехали».
С уважением, @maksina