Итак, город Альта. Напишу о нем несколько постов, поскольку он хоть и невелик, но очень интересен. Вернее, не сам город, а то, что в нем есть. А есть здесь немного-немало: Церковь северного сияния, древние наскальные рисунки в огромном количестве и музей немецкого линкора "Тирпиц". Начну я, пожалуй, с Тирпица, поскольку это первое, что мы увидели при подъезде к городу, да и ночевали на том самом фьорде, где он стоял.
Я не специалист во всяких военно-корабельных вопросах, лучше тут, конечно, мужское впечатление, но пусть будет женский взгляд)
Итак. Тирпиц – огромный линкор с очень большими размерами и очень мощным вооружением, но со странно короткой и бестолковой жизнью. Поскольку по Вашингтонскому соглашению 1922 г. было запрещено строить корабли водоизмещением более 35 000 т, Тирпиц был заявлен при начале строительства именно таким, хотя проект подразумевал 45 474 т, а на деле водоизмещение оказалось 53 500 т.
После гибели Бисмарка Гитлер очень волновался за судьбу Тирпица, и хотя предполагалось, что он будет нападать на арктические конвои, практически все время он просто простоял в бухте Альтен-фьорде, но и так он сковывал силы Британского флота – они его очень боялись. Участвовал всего в 3 операциях, а в 1944 г. был потоплен сверхтяжёлыми бомбами типа Tallboy. Я, конечно, о всех деталях писать не буду, не женское это дело, хотя было интересно побывать в этих местах, и после возвращения домой я даже послушала книгу Пикуля «Реквием каравану PQ-17». Там, кстати, рассказывается о торпедировании Тирпица советской подводной лодкой «К-21» под командованием капитана 3 ранга Н.А. Лунина 5 июля 1942 г. Версия эта в СССР была единственно верной, хотя Лунин и сам в своем докладе писал, что возможен и вариант того, что торпеды попали в один из эсминцев эскорта. Сейчас пишут о том, что так скорее всего так и было, или на лодке слышали взрывы торпед при ударе о грунт дна.
А англичане пытались потопить Тирпиц всеми возможными способами: и управляемыми подводными аппаратами, и торпедами, и подводными мини-лодками Х, которые сбросывали под линкор мины. Тирпиц ремонтировался, а когда вновь собирался в наступление, его опять атаковывали, и так несколько раз, пока, наконец, 12 ноября 1944 г. он не затонул.
Кстати, в музее увидели такую штуку - Johnny Walker Diving Mine - такая "прыгающая" бомба. Ожидается, что после входа в воду бомба будет погружаться, а затем подниматься на поверхность благодаря образованию "пузыря" из содержащегося в ней водорода, а потом опять погружаться. Это будет повторяться до тех пор, пока она не ударит по относительно менее защищенной нижней части корабля, и в этот момент взорвется боевая часть. Один раз применили эти бомбы при атаке на Тирпиц, они не нанесли никакого вреда, и больше уже их не использовали. Придумали их в MD1 - Британской военной научно-исследовательской организации, которую называли еще «Магазин игрушек Черчилля», там проектировали несколько странные виды вооружения типа, например, липкой бомбы с плотным слоем клея на поверхности или мин, которые удерживались на поверхности цели с помощью магнитов.
Когда идешь в музей, ожидаешь, что это будет что-то военно-корабельное, типа бункера, но оказываешься в такой огромной деревянной избе) Но в ней тем не менее есть куча витрин, кинозал и Wi-Fi
В музее Тирпица очень много документов, карт, макетов подводных лодок и военных кораблей. Многое подписано и на русском языке.
Много вещей, которые были подняты и сразу после потопления Тирпица и уже в наше время. Например, этот бумажник был поднят в 2003 г. Он принадлежал Хансу Гротхе, который был музыкантом на Тирпице, спасся при затоплении (из 1700 человек погибло 950) и стал знаменитым композитором.
Пишущие машинки, подняты в 1947 г и в 2009 г.
Много рассказано и про СССР в годы войны
Про этот лагерь мы ничего до этого дня не слышали
Вещи, которые делали русские военнопленные для обмена на продукты.
Музей интересен и очень разнообразен. В общем, часа 1,5-2 тут провести можно легко, особенно, думаю, интересно будет мужской половине человечества. Стоит 100 НОК.