Лично мне грустно видеть как прекрасные замыслы рушатся словно карточные домики. Жаль людей, которые старались сделать мир прекраснее и все их старания канули в лету. Неважно в какой сфере и какой географической точке. Сегодня говоря "Сектор Газа" мы неизбежно представляем себе некоего палестинского шахида крадущегося с поясом смертника к израильскому автобусу, либо толпы людей в панике разбегающиеся от израильских танков. В зависимости от того, по чью сторону баррикад ваши симпатии, вы скажете кто плохой, а кто хороший в этой бесконечной грызне на Ближнем Востоке. Но был краткий период, когда казалось, что дела налаживаются, и долгожданный мир пришел в Палестину. И было это всего лишь 20 лет назад. И международный аэропорт Газы как символ разрушенных надежд на лучшую жизнь -
Так аэропорт выглядит сейчас
Как все начиналось
Первый аэродром в Секторе Газа (он назывался RAF Gaza) построили британцы в 1941 году, готовясь к неизбежному столкновению с немцами в северной Африке. Как мы помним, так оно и вышло: Тунис, Тубрук, Эль-Аламейн, Роммель и прочее. С 1942 по 1943 через этот аэропорт британцы перебрасывали боеприпасы и продовольствие для воинских частей в Западной пустыне.
После войны отсюда даже выполнялись грузовые рейсы на Кипр и в Лондон, но с уходом британцев из Палестины в 1948 году аэропорт прекратил свое существование и к настоящему времени занесен песком, а постройки разрушены.
Но затем, в начале 90-х, началось строительство нового аэропорта в Секторе Газа, который располагался в 15 км юго-западнее прежнего, аккурат на стыке границ Египта, Израиля и Газы. Строился он несколько лет и вот, в 1998 году произошло знаковое событие - открытие международного аэропорта в Секторе Газа, названного именем Ясира Арафата.
Это было огромное красивое здание, чье строительство финансировали всем миром: Япония, Германия, Саудовская Аравия, Эмираты, Марокко. Больше всего вложились марокканцы, и поэтому проект был задуман и воплощен в жизнь в традиционном Магрибском стиле по образцу и подобию аэропорта Хасана-II в Касабланке. И было на что посмотреть! На открытие аэропорта прилетели знаменитости, президенты, министры.
Толпы журналистов метались там и сям, запечатлевая редкие для палестинцев минуты триумфа. В последующие два года в Газу начали выполнятся регулярные рейсы из Каира, Касабланки, Аммана, Бухареста, Ларнаки, Абу-Даби, Джидды, Стамбула и даже из Москвы (Русавиа). Контроль осуществлялся тройственным образом: палестинцами, израильтянами и международными наблюдателями от ООН. И в целом особенных проблем не возникало - энтузиазм оказался сильнее былых обид. У аэропорта появился даже красивый интернет сайт, который в настоящее время не функционирует.
Так аэропорт Газы выглядел в лучшие времена
Не правда ли, красиво?
Дошло до того, что сами израильтяне подумывали а не начать ли летать на Восток через Газу? Ведь ни одна арабская авиакомпания (исключая Royal Jordanian) не летает в Израиль свято придерживаясь бойкота.
И израильские туристы желающие недорого долететь до направлений в Юго-Восточной Азии вынуждены ездить через иорданский Амман, пересекая изнурительные границы. Украшенный голубой звездой Давида Эль-Аль всегда "пользовался" арабским бойкотом, дающим ему полную монополию на израильских пассажиров, и задирал цены до неприемлемого уровня.
Действительно, если арабские авиакомпании отказываются летать в Израиль в знак солидарности с палестинцами и готовы терять на этом сотни тысяч пассажиров ежегодно, то израильский Эль-Аль перехватил инициативу в свои руки - не пропадать же добру, не так ли?
Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец
Мне довелось побывать в Газе несколько позднее триумфа, в 2001 году, когда над аэропортом отчаянно сгущались тучи. Дело в том, что в очередной раз нашлись те, кто отчаянно не желал мира. Формальной причиной очередной вспышки насилия стало посещение Ариэлем Шароном Храмовой горы в Иерусалиме. После чего палестинцы объявили Израилю священную войну (в 100500-й раз), которую назвали Интифада Эль-Акса.
Вдаваться в детали и тонкости не стану, а желающие узнать подробности могут почитать очень подробное описание этих печальных событий на Википедии. Итогом двухлетнего противостояния стали многочисленные жертвы: 5500 палестинцев, 990 израильтян и 64 туриста. Палестинцы запускали ракеты по израильским поселениям, нападали на автомобили поселенцев, взрывали себя в израильских ресторанах и автобусах. В ответ получали неизбежные военные рейды, разрушение инфраструктуры, блокаду лагерей беженцев и прочие радости.
Печальное зрелище...
Аэропорт Газы стал самой знаковой жертвой бойни. Вероятно, это было самое красивое и эпохальное здание на Палестинских территориях. Логично, что всякая кооперация между враждующими сторонами стала невозможной.
Израильтяне небезосновательно сочли, что в силу прекращения совместного контроля в аэропорту Газы возникает риск того, что наступит хаос, и через аэропорт начнется переброска оружия боевикам. Посему в декабре 2000-го года израильтяне запретили любые вылеты из Газы. Ну а после мелкого, но опасного инцидента, когда некий самолет пытался прорваться в Газу игнорируя запрет - израильтяне и вовсе разбомбили взлетную полосу аэропорта. Дабы отбить всякое желание прорываться в Сектор Газа по воздуху.
И аэропорт начал умирать. По рассказам знакомых, бывавших там по роду деятельности, сразу после бомбежки взлетной полосы в аэропорту наступил хаос: мародеры растащили дорогое оборудование, красивые лоджи превратились в склады всякого хлама, непонятные люди в арафатках с оружием шатались по залам и стреляли в прекрасную марокканскую лепнину.
В январе 2002 года рухнула последняя надежда на восстановление аэропорта - его просто расстреляли из танков и бульдозерами разрушили его большую часть. Причиной стало использование боевиками здания терминала для обстрелов израильской территории из минометов. Ведь надо заметить, что аэропорт расположен всего в километре(!) от границы с Израилем -
Обратите внимание на состояние взлетной полосы, совершенно разрушенной бомбежками и бульдозерами.
Общий вид сей "пластилиновой" местности. Аэропорт Газы в левом нижнем углу, рядом с городком Rafah
В качестве резюме
Пока в Секторе Газа заправляют исламские радикалы из "Хамаса", аэропорт так и останется в руинах. Это бесспорно. И чем дольше длится хаос - тем меньше шансов что мы увидим на табло вылетов какого-либо аэропорта "Gaza International". А несчастные жители сектора так и будут метаться внутри анклава, со всех сторон окруженные заборами.