Данные о выбросах загрязняющих веществ в воздух от предприятий могут быть рассекречены. Сегодня эти сведения составляют коммерческую тайну. В том случае, если инициатива будет реализована, это нанесет серьезный удар по промышленности Урала. Это тот самый случай, когда экономика и экология схлестнулись не на жизнь, а на смерть.
Онеобходимости рассекретить данные о выбросах заявил заместитель директора по научной работе Главной геофизической обсерватории имени А.И. Воейкова (ГГО, входит в состав Росгидромета) Сергей Чичерин. Он пояснил, что раскрытие данных о выбросах может произойти в рамках федерального проекта «Чистый воздух», который входит в состав национального проекта «Экология». Программа призвана до 2024 года сократить на 20% совокупный объем выбросов в атмосферу в 12 городах страны (Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита).
Тайна за семью печатями
ГГО имени Воейкова сегодня является одним из основных исполнителей проекта «Чистый воздух» — именно эта организация должна разработать модели снижения загрязнения воздуха. Ученые утверждают, что для этого им необходимы данные по каждому источнику загрязнения.
Чичерин признался, что «данные есть, их дает Росстат, но они не по предприятиям, а в целом по городу». По его словам, подобные сведения по предприятиям являются коммерческой тайной, поэтому они не предоставляются.
«Но данные в целом по городу не показательны, потому что тогда непонятно, что, кому и на сколько нужно снижать выбросы. Сбор необходимых данных по предприятиям поручен Росприроднадзору», — сказал Чичерин.
По его словам, должны быть учтены 98% выбросов на территории города и его окраинах: «У разных городов ситуация будет разной. Для выбранной территории будут проведены сводные расчеты, учитывая все загрязнители. Если, согласно расчету, получится, что концентрация в какой-то точке города превышает предельно допустимые концентрации, тогда будут предложены меры, как её уменьшить». При этом специалист подчеркнул, что моделирование снижения выбросов от разных источников позволит оценить общую ситуацию с загрязнением в городе.
Старые автобусы
По мнению генерального директора коммуникационного агентства «Actor» Дмитрия Еловского, речь идет о вполне логичной инициативе. Однако он признал, что идея может иметь двоякие последствия.
«С одной стороны, уменьшится количество ложной информации в отношении промышленных предприятий, исчезнет почва для обвинений в загрязнении окружающей среды тех предприятий, у которых объем выбросов находится на приемлемом уровне. С другой стороны, если данные будут представлены в неудобном для анализа виде, это несёт в себе риск спекуляций и фейков о выбросах предприятий», — пояснил эксперт.
Он также признал, что существуют серьёзные проблемы с самой программой «Чистый воздух». «Буквально на прошлой неделе она обсуждалась на заседании комитета по бюджету и налогам в Государственной Думе. Глава профильного комитета по экологии Владимир Бурматов тогда обозначил серьезные риски срыва поручения президента о снижении в 12 самых загрязненных городах выбросов на 20%, так как 12 млрд рублей, выделенные на эти цели, до сих пор не распределены, методики распределения пока нет, и если она не появится до конца года, то регионы не успеют освоить средства», — сообщил Еловский.
По его словам, ряд показателей программы трудноизмеримы и не могут быть адекватно оценены. «Представитель правительства тогда пообещал, что правила распределения денег будут готовы к 1 ноября, работа очень сложная — фактически с нуля приходится создавать целый комплекс новых правил и целевых ориентиров. По практике есть риск, что или Минприроды не успеет разработать правила распределения, или регионы не смогут нормально войти в программу. Вполне возможно, что в начале года исполнение программы будет сопровождаться проблемами с софинансированием, запуск будет скомкан и породит конфликты, в том числе и публичные, между регионами и федеральным центром», — признал Еловский.
Эксперт Наталья Желтова подтвердила, что идея раскрытия сведений о выбросах предприятий может оказаться опасной для уральских предприятий.
«На самом деле информация о страшных выбросах чаще всего является преувеличенной. Большинство предприятий уже оснащены новейшим оборудованием и защитными фильтрами. Однако закрытие этой информации представляется неслучайным: если она сегодня окажется в открытом доступе, то автоматически породит провокации и новые конкурентные войны. Ни к чему хорошему это не приведет», — говорит Желтова.
По её словам, вина за плохую экологию лежит и на промышленных предприятиях, работающих по старым технологиям, и на автомобильном транспорте. «Не секрет, что в уральских городах большой проблемой является устаревший автомобильный парк. Также речь и об оставляющем желать лучшего общественном транспорте. По улицам уральских городов до сих пор курсируют автобусы, технические характеристики которых не соответствуют современным экологическим стандартам. По идее они вообще не должны выходить на линию. Поэтому сегодня куда более остро стоит другая проблема: перевод общественного транспорта на стандарты топлива ЕВРО-4 и ЕВРО-5».
Ведущую роль в загрязнении автомобильного транспорта подтверждает и сам Сергей Чичерин из обсерватории А. И. Воейкова. Он заявляет, что в 60-е годы парк легковых машин в стране был маленьким и практически не влиял на качество воздуха.
Тогда его в основном определяли выбросы предприятий. «Но на протяжении последней пары десятков лет автотранспорт стал играть значительную роль в загрязнении, а в некоторых городах выбросы от автомобилей совершенно точно главные загрязнители… Надо отметить, что автотранспортные потоки в современных городах распределяются по большой территории, и поэтому при любом направлении ветра в центральных (и не только в центральных) районах городов выбросы автотранспорта формируют значительное фоновое загрязнение на обширной территории», — поясняет ученый.
Инструмент для рейдеров
Таким образом, раскрытие данных о выбросах промышленных предприятий может оказаться довольно опасной инициативой, признают эксперты.
«Этой информацией могут воспользоваться и конкуренты, и так называемые «наёмные экологи». Не секрет, что различные коммерческие структуры сегодня используют экологов для организации настоящих атак на промышленные предприятия», — поясняет юрист, специализирующийся на корпоративных конфликтах, пожелавший остаться неизвестным. По его словам, бывали прецеденты, когда в ходе массированных кампаний фактически уничтожались работоспособные предприятия.
«Передача данных о выбросах, которые действительно составляют коммерческую тайну, даёт очень мощные рычаги для рейдеров. Этот инструмент без преувеличения способен изменить ситуацию в уральской промышленности. Именно поэтому побочных эффектов от этой благой, на первый взгляд, инициативы может оказаться куда больше, чем реальной пользы», — резюмировал собеседник Zamesa.