Найти тему
Мой дом

Прибалтийские жирафы. Вид на грани вымирания

Без тени злорадства, но с искренним сочувствием познакомились мы с комментарием экс-премьера Латвийской Республики Вилиса Криштопанса в связи с текущей ситуацией в Латвии. Он объяснил свое разочарование в ней одной, но, надо признать, емкой фразой. Не прошу прощения за резкость высказывания, приведенного здесь, но это заявление самого г-на Криштопанса (цитирую по материалу издания «Газета.ru»). «Если бы знал, в какую задницу попадет страна после меня, я бы из политики не ушел», - сказал он со всей прямотой настоящего латыша.

В своих публикациях мы уже не раз повторяли аргументы, которые в подтверждение своего вывода привел бывший премьер-министр. Но сделаем это еще раз: за двадцать лет с 1999 по 2019 годы, страна с небольшим внешним долгом, хорошей государственной медициной и населением в 2,9 миллиона человек пришла в упадок. Госдолг превысил показатель конца века в 21 раз. Население сократилось до 1,9 миллиона человек и продолжает сокращаться за счет естественной убыли (смертность превышает рождаемость) и массового отъезда за рубеж. Государственное медицинское обслуживание находится на отметке ниже плинтуса.

Можно еще от себя добавить, что промышленность и транспорт в упадке. Доходы от транзита из России близятся к нулю. А если, что и растет сегодня в Латвии (Литве и Эстонии), так это контингенты американских и натовских вояк.

Интересен вывод, который делает Вилис Криштопанс. И он очевиден: вместо того, чтобы рвать связи с Россией, надо было всячески их сохранять.

Сказанное о Латвии можно в равной мере отнести к Литве и Эстонии. Во всех трех прибалтийских республиках со следующего года ситуация, очевидно, будет только ухудшаться. Евросоюз уже объявил о сокращении дотаций в их государственные бюджеты, а они составляли, ни много ни мало, 20 – 25 процентов. От транзита из России эти страны получали в лучшие годы до 30 процентов в свои бюджеты. А мы еще не говорим о потерях в сельскохозяйственной и перерабатывающей отраслях от российского продуктового эмбарго, как следствия присоединения Прибалтики к антироссийским санкциям. Не зря ведь один из латвийских производители шпротов продал задешево свое производственное оборудование российскому производителю, т. к. для латвийских шпротов российский рынок теперь закрыт (и кажется, уже навсегда).

В скором времени дело дойдет и до железных дорог прибалтийских республик – без сотрудничества с РЖД и российских грузов, они почти полностью теряют смысл своего существования.

В девяностые годы, при всем негативном отношении прибалтийских политиков к России, министры правительств этих государств отлично понимали выгоду сотрудничества с нею. Ежегодные конференции, совместные проекты в портах и на железных дорогах были нормой. После 2014 года пресловутая евроатлантическая солидарность и европейские ценности для правящих политических элит Прибалтики оказались важнее интересов собственного населения.

И опять же – без тени злорадства. Если сказать прямо, положа руку на сердце, что сегодня обычному россиянину Прибалтика? До бывшей «витрины СССР» в России почти никому нет дела. Ну, разве что, кроме тех, у кого там живут родственники или имеется недвижимость. Тех, у кого были деловые интересы практически не осталось.

Вилис Криштопанс говорит о том, что дела в Латвии не поправятся, пока власти не начнут политический диалог с Россией. Эстонский президент Кальюлайд это уже поняла и поэтому стала протаптывать дорожку в Москву. До подавляющего большинства литовских политиков этот простой вывод, увы, немногочисленных, здравомыслящих коллег из Риги и Таллина пока, кажется, не доходит.

А время течет. Вот, например, руководителям африканским государствам хватило всего пары-тройки лет, чтобы понять выгоду сотрудничества с Россией. И они уже стройными рядами потянулись в Москву и теперь собрались в Сочи. Из Прибалтики до Москвы ближе, чем из Африки. Но выражение «доходит, как до жирафа», кажется, относится именно к нашим западным соседям.