Войска Южного фронта стали готовиться к завтрашнему штурму немецких укреплений. А вот разведка противника не обнаружила значительной активности войск, и штаб 6-й армии Карла-Адольфа Холлидта был спокоен. Данная дезинформация произошла из-за того, что Южный фронт не получил подкреплений и перемещал только войска, оставшиеся после июльских боев.
С учетом прошлого неудачного штурма укрепленных позиций неприятеля был составлен новый план, гораздо лучше организованно взаимодействие между родами войск. Большая ставка была сделана советским командованием на артиллеристов. Они должны были скрытно и быстро выдвинуться на огневые рубежи и поддержать наступление точным огнем, подавив или уничтожив огневые точки до начала атаки. Артиллерийская разведка же должна была составить подробные планы немецких позиций для точного огня своих орудий.
Южный фронт перешел в наступление 18 августа 1943 года с целью прорвать Миус-фронт, освободить Ростовскую область и продолжить наступление с целью освободить Украинскую ССР.
Всю ночь перед наступлением ночные бомбардировщики 8-й воздушной армии. После этого около 6 часов утра загрохотала артиллерия, собранная командованием в огромном количестве в местах наступления. Целых 80 минут безостановочно советские орудия утюжили укрепления 6-й армии Вермахта. И в 7:15 войска двинулись в атаку. Летчики и артиллеристы продолжали поддерживать идущих вперед товарищей, нанося удары по ключевым позициям. Немецкая авиация в воздухе не появлялась до обеда, но сразу после завязались бои за господство в небе.
Великолепно проведенная на участке 5-й ударной армии разведка позволила «богу войны» уничтожить основные опорные пункты, и советское наступление буквально за день смогло пробить первую линию обороны в этом месте.
Дела у 28-й и 2-й гвардейской армий шли гораздо хуже – здесь разведчики не дали точных координат целей и артподготовка, и последующий огонь не смогли обеспечить успех. Оборонительные порядки взломаны не были.
Генерал Холлидт экстренно запросил подкрепления из всех возможных источников. Но командование не имело оперативных резервов после Курской битвы, а значит собирать на помощь пришлось резервы с других участков фронта, береговую охрану и даже тыловые подразделения.
Вячеслав Стреляев