Человек — это загадка.
И каждый из нас может ее разгадать. Для этого нужно наблюдать за самим собой и размышлять о том, как работает сознание.
Есть, например, симулякры, которыми оперирует наше сознание. Симулякр — это образ без подобия. В качестве примера симулякра приводят игру ребенка, который скачет на палке, будто на лошади.
«Вот ребёнок, играя, берёт палку и скачет на ней, как на лошади. В каком же качестве существует палка в игре ребёнка? Если я скажу, что палка — это образ лошади, то это будет неверно. Ребёнок может заменить её веником, веткой и чем-то ещё и ничего не изменится. То есть в данном случае вещь следует за состоявшимся смыслом…
Итак, палка — это не образ лошади. Но палка это и не знак лошади. Иначе ребёнку пришлось бы скакать на знаке, а не на лошади. По тем же соображениям палка не является символом лошади. Палка — симулякр игры. Если мы её уберём, то игры не будет. Она рассыплется. Или будет другая игра. Поскольку между палкой и лошадью нет никакого сходства, нет подобия, постольку палку можно назвать образом без подобия. Или симулякром» (Федор Гиренок, «Абсурд и речь»).
Тут я поспорю. Между палкой и лошадью сходство есть! Сознание как-то отделяет от лошади ее свойства и действия с ней, представляя лошадь как длинный объект, на котором можно сидеть и скакать. Палка и веник подойдут под это описание. А табуретка?
Табуретка не имеет протяженности, она скорее черепаха или барашек. Подойдет ли под «лошадь» металлическая труба? Вряд ли, ведь на тяжелой трубе не поскачешь. Но если труба будет пластиковая, то она сгодится для игры в лошадки. Мы видим, что сознание отделяет свойства вещей от них самих и объединяет их в образы по свойствам. Палка, веник, лошадь имеют нечто общее, что и обнаруживается в игре.
В сновидениях можно отчетливо наблюдать феномены сознания и его пересечения с языком. Мне в снах показывают, как одни и те же связки слов могут иметь различное содержательное наполнение.
Например, не стоит мне кричать на волейболе, когда игрок сильно бьет по мячу: «Убивай!» :) В смысле «бей сильно, забивай». Сознание понимает это буквально и строит сюжет сна, в котором мы с командой бежим куда-то, потом часть ее начинает отрываться, уходить вперед (в игре аналогия — команда отрывается в счете), а затем сюжет сна переходит к конфликтам с прямыми убийствами. Слово, произнесенное в реальности, обретает другие смыслы в сновидении.
Сознание любит строить оппозиции: «добро — зло», «верх — низ», «мужчина — женщина», буквы делятся на гласные и согласные, а согласные есть звонкие и глухие, например «б» и «п», «в» и «ф». Это всё следы работы первичного сознания вместе с языком. Оказывается, язык делит на своих и чужих на уровне слов! В русском языке другие национальности обозначаются существительными («француз», «немец», «англичанин»), а «русский» — это прилагательное! (Эти примеры не сам придумал — вычитал.) Язык еще и религиозный по своей натуре («спасибо» — от «спаси, бог»)) и требует ритуальности! Попробуйте не поставить точку в конце предложения, начать его с маленькой буквы, как адепты секты грамматики, орфографии и пунктуации заклюют вас, потому что их сознание не выдержит нарушения ритуала.
Человек, может быть, верит в Бога по тем же причинам, что соблюдает орфографию.
Загадки повсюду! Только наблюдай!
Наблюдайте за работой своего сознания. Вы же как научная передвижная лаборатория: голова всегда при вас. Следите за своим поведением и делайте открытия!
Мир и человек — это загадки! Давайте разгадывать их вместе!
Владимир Никонов
Подписывайтесь на канал: https://zen.yandex.ru/nikonov