Профессия учителя на Ставрополье становится всё популярнее. По данным краевого министерства образования, из 33 тысяч педагогов больше 6 тысяч — молодые. В 2019 году штат образовательных организаций пополнили 400 специалистов.
Для учителей в крае предусмотрены меры поддержки. Сельские педагоги получают 25 процентов к окладу и компенсацию расходов за проживание, отопление и электричество. Всем молодым специалистам каждый месяц в течение трёх лет прибавляют к зарплате от тысячи рублей. А в некоторых районах педагоги получают ещё и единовременную выплату при трудоустройстве — от 5 до 50 тысяч.
Корреспондент «БСК» пообщался с одним из представителей «нового поколения». Сергей Форостецкий за три года работы в невинномысской школе завоевал доверие учеников и коллег, основал команду КВН и даже открыл «блог учителя» в Инстаграм, где публикует советы для детей, родителей и начинающих преподавателей.
Сергею 26 лет. В 2014 году он закончил СКФУ по специальности «Филология». В невинномысской школе № 16 работает три года: преподаёт русский язык, литературу, историю и обществознание в классах с пятого по восьмой.
— Сергей, как получилось, что ты стал преподавателем?
— Это случилось неожиданно для меня самого. Планы на жизнь были совсем другими. Я играл в команде КВН «Сборная СКФУ», вместе с ней дошёл до четвертьфинала телевизионной Премьер-лиги.
Надеялся свою будущую жизнь связать с шутками, писать юмористические сценарии.
Однако получилось иначе. После завершения магистратуры я перестал получать повышенную стипендию. Мы жили с девушкой, и возникла необходимость зарабатывать, чтобы содержать будущую семью. В Ставрополе работу найти не вышло: в школах кадров хватает. Везде просили подождать до конца лета, а надо было «здесь и сейчас».
Позвонили знакомые и сказали, что в невинномысской школе нужен учитель русского языка. Думали недолго: буквально через пару дней уже сидели на чемоданах. Прошёл собеседование и вышел на работу.
— Сложно было приспособиться к школьной работе?
— Больше всего сложностей с бумажной волокитой. Ты постоянно должен готовить какие-то справки, отчёты, таблицы, предоставлять информацию для личных дел учеников, заполнять электронные дневники. Это отнимает кучу времени.
При помощи жены и коллег научился быстрее справляться с бумажной волокитой. Сейчас эта работа даётся мне гораздо легче.
Пригодился опыт юмориста. Начал развивать в школе КВН-движение, и мы с ребятами заняли второе место на краевом фестивале Юниор-лиги.
Как результат — выросло доверие ко мне со стороны начальства и родителей.
Плюс, первые три года получал надбавки к зарплате для молодых педагогов — по три тысячи рублей. Очень неплохая поддержка, которая здорово помогает специалистам на первых порах.
— Как считаешь, со школьниками нужно быть строгим?
— Урок веду максимально позитивно, могу пошутить в разумных пределах. Не люблю, когда дети боятся сказать лишнее слово или выразить эмоцию. Но если ситуация выходит из-под контроля, включается «строгий Сергей Александрович». Ученики это чувствуют и серьёзно включаются в работу
Всё время быть строгим нельзя.
Сначала дети тебя будут бояться, а потом поймут: «Да он всегда такой, ничего не изменится. Можно и побаловаться». Поэтому жёсткий контроль стоит включать только в отдельных случаях.
— А подростки часто обращаются к учителям за советом или помощью?
— У каждого ребёнка есть такая потребность. Но мало кто готов первым сообщить о своей проблеме. Дети слишком самостоятельны и стеснительны. Поэтому нужно внимательно следить, замечать малейшие отклонения в настроении, поведении и успеваемости ребят. В случае чего — предлагать помощь.
— Как относишься к смартфонам? Это хорошо или плохо для развития школьников?
— Считаю, что тандем «школьник + сотовый телефон» имеет право на существование. Для ребят их возраста гаджет — такая же естественная вещь, как для нас — свет в квартире. Если ребёнок хочет позвонить родителям, найти дополнительную информацию в интернете, почитать электронную книгу, — не стоит запрещать.
— Молодому педагогу сложно найти общий язык с родителями?
— Я бы сказал: не сложно, а страшно. С первых же дней работы ты попадаешь в очень насыщенное коммуникационное поле: должен общаться и обсуждать проблемы с людьми, которые гораздо старше и опытнее тебя. Но мне повезло: в нашем классе хорошие родители.
Поговорим про команду КВН. Тяжело ли её собрать?
— Если хочешь, чтобы ребёнок ходил в твою секцию или кружок, нужно его заинтересовать. Сказать: «Нам срочно нужна команда КВН» недостаточно.
Я рассказал ребятам о встречах с интересными людьми; о новых возможностях; о том, что эта игра научит думать, шутить и без страха выступать на сцене. Привёл в пример свой опыт. Я начал заниматься КВН в далёком 2011 году, а уже через пять лет оказался на Первом канале.
— Сработало? У школьников появился интерес?
— Да, на первое занятие пришли, наверное, человек 20. Я увидел, как ребята чувствуют себя на сцене. Кому-то понравилось, кому-то — нет, кто-то застеснялся. Некоторые ушли, потому что осознали: играть в КВН — это не только веселиться и отмачивать шутейки. Здесь нужны постоянный труд, сосредоточенность, работа над собой.
— Как обычно проходят ваши занятия?
— Собираемся два раза в неделю и сразу начинаем репетировать. Сценарий пишу я. C детьми его обсуждаем, пробуем разные образы, придумываем нестандартные ситуации. Если что-то вызывает сомнение — переделываем.
Часто выступаем на школьных мероприятиях. По реакции зала смотрим, хорошо подготовились или нет. Затем доработанные номера показываем на городских и региональных лигах. Очень ценю ребят и горжусь ими.
— Есть какие-то дополнительные критерии отбора в вашу команду?
— Успеваемость для нас стоит на первом месте. Если кто-то не учится или плохо себя ведёт — отстраняю от игр. Члены команды знают об этом правиле и показывают хорошие результаты в учёбе. КВН для них — дополнительная мотивация.
— Сергей, почему ты решил завести собственный блог? Учителя нечасто это делают.
— Мне хотелось не просто работать, но и развиваться дополнительно, пробовать себя в разных сферах. Когда только пришёл в школу, мне не хватало общения с ровесниками.
Читатели пишут, что мои советы и мысли действительно помогли, оказались правильными в тех или иных вопросах. Это приятно.
— А как в школе относятся к твоему увлечению?
— Об этом знают далеко не все. Мои коллеги — в основном представители старшего поколения, которые не очень дружат с социальными сетями. Хотя некоторые читают, комментируют. И родителям нравится: не слышал ещё ни одного негативного отзыва. Дети тоже знают: ставят лайки, но комментировать стесняются.
— Собираешься и дальше «прокачивать» свою страничку?
— Конечно! Уже сейчас ввёл раздел «Назовём условно: Учителя России».
Беру интервью у педагогов из разных городов — начиная с Москвы и заканчивая окраинами. Планирую добраться и до видеоформата.
Еще хочу снимать образовательные и развлекательные ролики, делать интересные трансляции.