Как школа из учеников делает офисных работников
Будь у меня сын, я бы не отдал его в школу с красивой мебелью, если только потому, что он слишком рано привыкнет к роскоши. После школы суровая реальность донесет до него достаточно быстро, что роскошь доступна только 1% населения Земли. Красивая мебель и яркие стены были всего лишь приманкой!
Когда на сайте «Коммерсанта» я обнаружил интервью с Алексеем Шаповаловым, вице-президентом по стратегическому маркетингу издательства «Просвещение» с пометкой «партнерский материал», я был неприятно удивлен. Но оказывается, Ъ уже лет пять публикует рекламные материалы. Господин Шаповалов под лозунгами прогресса и эффективности предлагает вести в школах капиталистическое просвещение, а из школьников делать пушечное мясо капиталистической системы.
Просветитель предлагает переделать классы в офисные пространства: поставить уютную мебель, выкрасить стены в приятные цвета, сделать просторные окна, ввести «персонализированное оформление». В коридорах, очевидно, поставят кулеры, чтобы дети на переменах собирались вокруг них и уже приучались к офисному светскому общению. Господин Шаповалов полагает, что «школьная среда влияет на мотивацию. И это видно по тому, как горят глаза у детей, как им хочется возвращаться в школу, им хочется находиться в школе». Очевидно, что задача школьных реформаторов состоит в том же, что и топ-менеджеров: как организовать офис так, чтобы зарплатный раб смог пережить очередной рабочий день, который отнимает все его душевные и физические силы. По мысли просветителя, ученики будут возвращаться в школу только ради цвета стен и комфортных парт. Ради чего же еще им возвращаться! LOL
По мысли просветителя, ученики будут возвращаться в школу только ради цвета стен и комфортных парт.
Господин Шаповалов говорит о новых типах школ исключительно в технократических терминах: эффективность образовательного процесса, мотивация, критерии оценки. Сразу чувствуется неолиберальный подход: всюду выведем исчисляемые критерии, чтобы потом оптимизировать и повышать эффективность. Естественно, эффективность самих менеджеров, ведь это их зарплаты зависят от выполнения ключевых параметров эффективности. По задумке просветителя, дети с самого начала должны привыкнуть к офису, усвоить критерии оценки, настроиться на выполнение рутинизированных однотипных операций, научиться подчиняться. Так, школы нового типа готовят идеального работника периода позднего капитализма. Господин Шаповалов и не скрывает этого: школы должны быть заточены под экономические нужды регионов. Учеников надо сразу учить практике, минуя теорию.
Чего вообще не упоминает просветитель, так это самого процесса обучения. То есть знаний, учебных программ, сужения или расширения круга дисциплин и предметов. Становится ясно: знания в школе это лишнее. Знаниями ученика не мотивируешь, а вот кондиционерами и зелеными стенами еще можно.
Оно и правда: знания в жизни вряд ли пригодятся. А вот без комфортной мебели не проживешь.
Ray Garraty