Найти в Дзене
НЦ Содействие

Психодиагностический аспект реабилитации зависимого поведения

Сергей Валерьевич Манахов - психолог реабилитационного центра Содействие
Сергей Валерьевич Манахов - психолог реабилитационного центра Содействие

В реабилитации зависимого поведения, используются пять основных направлений:

1. Социотерапия - человек с зависимым поведением проходящий реабилитационную программу находиться в определенных условиях, которые обеспечивают:

  • отсутствие возможности употребления психоактивных веществ;
  • режим активности и отдыха;
  • оптимальный режим питания. необходимый для восстановления соматического здоровья;
  • возможность восстановления и улучшения физического состояния, за счет занятия активной деятельностью.

2. Групповые занятия - способствует формированию навыков нормативного социально-ролевого поведения, формированию трезвеннических установок, навыков конструктивного общения, развития уровня рефлексии и т.д. Включает малые группы; тренинги, лекции, группы самопомощи.

3. Выполнение программных заданий - направленно на принятия зависимого поведения, опознавания последствий, формирование трезвеннических установок.

4. Индивидуальные психологические сессии - тематика обусловлена индивидуальной программой реабилитации и дополнительными актуальными запросами.

5. Семейные психологические сессии - направленной на формирование навыков нормативного социально-ролевого поведения, развития уровня рефлексии; восстановление/формирование функциональных семейных отношений; изменение системы представлений по отношению к сложившейся семейной ситуации; овладение навыком конструктивного общения, взаимодействия и т.д.

Реализация этих направлений, определяет ведущие задачи реабилитационной программы:

  • информирование – воздействие на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений;
  • аффективное обучение – формирование адекватной самооценки, определение и адаптивное выражение эмоций, развитие навыков принятия решения;
  • обучение социально важным навыкам – обучение проблемно-преодолевающему поведению, формирование устойчивости к социальному давлению;
  • альтернативная деятельность – формирование мотивации на значимую деятельность, альтернативную злоупотреблению ПАВ;
  • формирование жизненных навыков – обучение здоровому стилю жизни и навыкам сопротивления приобщения к злоупотреблению ПАВ;
  • духовно-ориентированный – формирование нравственного поведения, адаптивной системы ценностей;
  • минимизация последствий – профилактика срывов, рецидивов и их негативных последствий.

Оптимальную реализацию перечисленных выше направлений и задач реабилитационной программы. помогает осуществлять психологическая диагностика.

Психодиагностический аспект в реабилитации реализуется в двух основных направлениях:

  • проблемно-ориентированная психологическая диагностика - направленна на выявление степени нарушения внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы;
  • личностно центрированная психологическая диагностика - направленна на выявление индивидуальных особенностей; темперамента, акцентуации характера, самооценку, стрессоустойчивость и т.д.

Ведущий принцип психологической реабилитации, можно сформулировать как принцип единства диагностики и реабилитации. Особенно актуальным этот принцип представляется в контексте той сферы психологической практики, где психологическая направленность деятельности объединяется с клинической направленностью. Данный принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога и обеспечивает:

  • выявление внутренней структуры соотношения дефекта с сохранным фондом развития зависимого;
  • контроль динамики формирования устойчивой антинаркотической направленности личности в процессе прохождении программы реабилитации;
  • возможность коррекции индивидуальной программы реабилитации при ее неэффективном воздействии.

На основании практического опыта работы в данном направлении психологической помощи, можно констатировать, что, эффективность психологической помощи на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы. Психодиагностика обязательно предшествует началу профилактической работы, давая возможность составления индивидуальных реабилитационных программ и коррек-ции их в процессе реализации.

Для достижения целей и задач реабилитационной работы выделяют три уровня психодиагностики:

  • Психический уровень.
  • Личностный уровень.
  • Социальный уровень.

Наполнение данных уровней и методов психодиагностики конкретными методиками может варьировать в достаточно широких пределах. Фактически психодиагностический комплекс определяется и разрабатывается ведущим психологом совместно с клиническим психологом с учетом особенностей психического и психологического состояния реабилитанта, целей и задач индивидуальной реабилитационной программы.

Оригинал статьи размещен на сайте центра - https://nc-sodeistvie.ru/articles/psyho-aspekt-reabilitacii-zavisimogo-povedeniya