В реабилитации зависимого поведения, используются пять основных направлений:
1. Социотерапия - человек с зависимым поведением проходящий реабилитационную программу находиться в определенных условиях, которые обеспечивают:
- отсутствие возможности употребления психоактивных веществ;
- режим активности и отдыха;
- оптимальный режим питания. необходимый для восстановления соматического здоровья;
- возможность восстановления и улучшения физического состояния, за счет занятия активной деятельностью.
2. Групповые занятия - способствует формированию навыков нормативного социально-ролевого поведения, формированию трезвеннических установок, навыков конструктивного общения, развития уровня рефлексии и т.д. Включает малые группы; тренинги, лекции, группы самопомощи.
3. Выполнение программных заданий - направленно на принятия зависимого поведения, опознавания последствий, формирование трезвеннических установок.
4. Индивидуальные психологические сессии - тематика обусловлена индивидуальной программой реабилитации и дополнительными актуальными запросами.
5. Семейные психологические сессии - направленной на формирование навыков нормативного социально-ролевого поведения, развития уровня рефлексии; восстановление/формирование функциональных семейных отношений; изменение системы представлений по отношению к сложившейся семейной ситуации; овладение навыком конструктивного общения, взаимодействия и т.д.
Реализация этих направлений, определяет ведущие задачи реабилитационной программы:
- информирование – воздействие на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений;
- аффективное обучение – формирование адекватной самооценки, определение и адаптивное выражение эмоций, развитие навыков принятия решения;
- обучение социально важным навыкам – обучение проблемно-преодолевающему поведению, формирование устойчивости к социальному давлению;
- альтернативная деятельность – формирование мотивации на значимую деятельность, альтернативную злоупотреблению ПАВ;
- формирование жизненных навыков – обучение здоровому стилю жизни и навыкам сопротивления приобщения к злоупотреблению ПАВ;
- духовно-ориентированный – формирование нравственного поведения, адаптивной системы ценностей;
- минимизация последствий – профилактика срывов, рецидивов и их негативных последствий.
Оптимальную реализацию перечисленных выше направлений и задач реабилитационной программы. помогает осуществлять психологическая диагностика.
Психодиагностический аспект в реабилитации реализуется в двух основных направлениях:
- проблемно-ориентированная психологическая диагностика - направленна на выявление степени нарушения внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы;
- личностно центрированная психологическая диагностика - направленна на выявление индивидуальных особенностей; темперамента, акцентуации характера, самооценку, стрессоустойчивость и т.д.
Ведущий принцип психологической реабилитации, можно сформулировать как принцип единства диагностики и реабилитации. Особенно актуальным этот принцип представляется в контексте той сферы психологической практики, где психологическая направленность деятельности объединяется с клинической направленностью. Данный принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога и обеспечивает:
- выявление внутренней структуры соотношения дефекта с сохранным фондом развития зависимого;
- контроль динамики формирования устойчивой антинаркотической направленности личности в процессе прохождении программы реабилитации;
- возможность коррекции индивидуальной программы реабилитации при ее неэффективном воздействии.
На основании практического опыта работы в данном направлении психологической помощи, можно констатировать, что, эффективность психологической помощи на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы. Психодиагностика обязательно предшествует началу профилактической работы, давая возможность составления индивидуальных реабилитационных программ и коррек-ции их в процессе реализации.
Для достижения целей и задач реабилитационной работы выделяют три уровня психодиагностики:
- Психический уровень.
- Личностный уровень.
- Социальный уровень.
Наполнение данных уровней и методов психодиагностики конкретными методиками может варьировать в достаточно широких пределах. Фактически психодиагностический комплекс определяется и разрабатывается ведущим психологом совместно с клиническим психологом с учетом особенностей психического и психологического состояния реабилитанта, целей и задач индивидуальной реабилитационной программы.
Оригинал статьи размещен на сайте центра - https://nc-sodeistvie.ru/articles/psyho-aspekt-reabilitacii-zavisimogo-povedeniya