Найти в Дзене
Artfragment

Видеоарт и скрипка на поводке

Оглавление

Кинескопные телевизоры, радиоприемники, выложенные в форме робота, катушки с проволокой. И конечно — видео, видео и еще раз видео. В Tate Modern открылась масштабная выставка южнокорейского художника Нам Джун Пайка. А мы разобрались, как художник предвосхитил современные технологии и зачем выгуливал на поводке скрипку.

Он был интересным художником, мог превратить любой предмет в арт-объект.

В 1963 году впервые использовал в своей инсталляции телевизор, до него этого никто не делал. Но он хотел создавать новое искусство, начинал с экспериментов со звуком и музыкой и думал, что также можно работать с телевидением и видео». Эти слова — куратора первой персональной выставки Нам Джун Пайка в Tate Modern. В Лондоне собрали беспрецедентно много работ южнокорейского художника — более 200. 

Нам Джун Пайк, «Голубой Будда», 1992-1996.
Нам Джун Пайк, «Голубой Будда», 1992-1996.

— Нам Джун Пайк родился в Сеуле в 1932 году.

Он был пятым и младшим ребенком в семье. В детстве он брал уроки игры на пианино. А в Университете Токио (в 1950 году семья художника бежала из Кореи в Японию) Пайк написал диссертацию о композиторе Арнольде Шенберге. Позднее, уже после встречи с Джоном Кейджем, художник перенял его идею использования повседневных звуков и шумов в музыке. В 1959 году Пайк представил композицию «Hommage a John Cage». В ней он сочетал заранее записанную композицию со звуками, которые создавали люди, курица и мотоцикл. А еще в одном из своих перформансов Пайк выгуливал на поводке скрипку — словно собаку. 

Нам Джун Пайк во время перформанса, 1963.
Нам Джун Пайк во время перформанса, 1963.

— Нам Джун Пайка называют пионером видеоарта.

Хотя он довольно долго занимался музыкой. Но знакомство с Йозефом Бойсом и Вольфом Фостелем подтолкнуло его к практике визуальных искусств. Пайк одним из первых начал трансформировать видеоизображения. Художественную карьеру он начал в 1960-е. В 1962-м представил «Zen for film». Неотснятая кинопленка проецировалась на экран так, что было видно белое пятно. А фильм складывался из случайных теней от проходящих людей и проекций пыли на пленке.

Нам Джун Пайк, «Electronic Superhighway», 1995.
Нам Джун Пайк, «Electronic Superhighway», 1995.

— Нам Джун Пайк был участником движения Fluxus, которое он сам называл «состоянием души».

Во время одного из перформансов художник опрокидывал пианино. Инструмент возвращали на место, а Пайк сваливал его повторно — и так бесчисленное количество раз. Для музыковеда с блестящим образованием это был глубоко символический жест и разрушение стереотипного образа классического музыканта. 

Нам Джун Пайк, «Piano Piece», 1993.
Нам Джун Пайк, «Piano Piece», 1993.

— В 1963 году Пайк впервые использовал в своей инсталляции телевизор.

«Как коллаж вытеснил живопись, так электронно-лучевая трубка вытеснит холст», — говорил художник. Его творчество обращалось к темам времени и памяти, природы искусства и сути сенсорного опыта. В 1965 году Пайк представил работу «Moon is the oldest TV». Выстроенные в ряд 12 телевизоров транслировали одну из фаз луны. Художник хотел донести идею вечного порядка вещей: смотреть на телевизор — то же, что смотреть на огонь или луну.

Нам Джун Пайк с Будда TV в МоМА, 1977.
Нам Джун Пайк с Будда TV в МоМА, 1977.

— В 1967 году компания Sony представила первую портативную камеру PortaPak.

Нам Джун Пайк купил ее и смог снимать видео. Первой стала запись пробки, созданной кортежем папы римского Павла VI. Художник сделал видео парада и позднее показал его друзьям. Пайк экспериментировал и создал ряд инсталляций с мониторами, которые принесли ему славу.

Нам Джун Пайк, «TV Garden», 1974.
Нам Джун Пайк, «TV Garden», 1974.

Он будто предвосхитил современные технологии.

Он говорил, что у каждого вскоре будет своя телестанция, и сегодня у нас есть Youtube. Он говорил, у каждого художника будет своя программа. И это было сказано еще в 70-е. Думаю, работы Нам Джун Пайка очень понравятся молодому поколению, хотя этим технологиям уже более 50 лет». Так считает племянник Нам Джун Пайка Кен Хакута.

Нам Джун Пайк, photo by F. Rosenstiel
Нам Джун Пайк, photo by F. Rosenstiel

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.