Когда-то сине-зеленые волны мелководного, но коварного моря стлались под деревянными килями античных кораблей. Накренялись от порывов ветра первые боевые корабли Азовского флота «Сила», «Крепость», «Растворенные врата», построенные неугомонным русским царем Петром. Никакого Мариуполя в те времена еще не было. К самому морю подступали буйноцветные степи, желтые ленты прибрежного песка уходили за туманный горизонт, а на извилистых лабиринтах отмелей пенные буруны шептали заунывные песни...
12 мая 1855 г. восемьдесят английских и французских боевых судов подошли к Азовскому морю. Высадив десант в Камыш-Буруне, они бросили якоря на рейде Керчи. Отряд кораблей русского Черноморского флота под командованием контр-адмирала Н.П. Вульфа ушел в Бердянск. Героическая винтовая шхуна «Аргонавт», застигнутая врасплох английским паровым фрегатом, вступила в неравный бой с противником и заставила его отступить. Флот союзников бомбардировал Таганрог и Мариуполь. На мелководный ближний рейд Мариуполя англичане входить не рискнули и обстреляли город издали. В здании городского приходского училища в те дни разместился госпиталь для раненых матросов, солдат и ополченцев, а колонисты мариупольского округа, по просьбе губернатора Симферополя. Н. Адлерберга, предоставили 200 подвод для армейских обозов, пожертвовали провиант. Так что повод для обстрела тылового Мариуполя у англичан имелся вполне серьезный.
На высоком прибрежном холме возвышалась белоснежная колокольня Харлампиевского собора – прекрасный ориентир для корабельной артиллерии. В стену собора врезалось английское ядро, прилетевшее с далекого рейда. Потеряв пробивную силу из-за расстояния, ядро застряло в кирпичной кладке, оставаясь там долгие годы.
Спустя полвека в мариупольском порту швартовались пароходы «Казак», «Аксай», «Граф Платов», вспенивал волны колесный буксир «Александр», названный после 1917г. «Володарский». С началом Первой мировой войны, Мариуполь превратился в перевалочную базу для пехотных частей и донбасского угля – пищи ненасытных топок крейсеров и линкоров Черноморского флота. За углем часто наведывался севастопольский угольщик «Батум», а пехота и артиллерия грузились на плоскодонные лохани «эльпидифоров» – самоходных барж. Война застала в Мариуполе австрийский корабль «Эдорадо Мюзиль» водоизмещением 7050 т, длиной 114,3 м и осадкой 5,5 м (спущен на воду в 1905 г. на верфи Рассел и К, Глазго). Корабль был задержан I августа 1914 г. и передан Черноморскому флоту в январе 1915 г. в качестве плавбазы подводных лодок под именем «Днестр». С октября 1916 г. плавбаза была переименована в «Трапезунд». В ноябре 1920 г. «Трапезунд» в составе эскадры Врангеля ушел в Константинополь, однако, дальнейшая судьба корабля неизвестна.
Побывал в нашем Азовском море и линейный корабль – «Ростислав», печально известный столкновением с подводной лодкой «Камбала» 23 мая 1909 г. Во время учебной ночной атаки лодка угодила под форштевень «Ростислава» и камнем пошла на дно, после чего начальник морских сил Черного моря вице-адмирал И.Ф. Бострем смещен с должности. Сам линкор «Ростислав», вступивший в строй в 1898 г. (построен в Николаеве по проекту М.К. Яковлева и представлял собой уменьшенный вариант броненосца «Сисой Великий»), оказался в гуще событий гражданской войны, которые привели его в Азовское море. В ноябре 1920 г. «Ростислав» был затоплен белогвардейцами возле мыса Еникале с целью заграждения Керченского пролива. Линкор пролежал на дне до 1930г., когда водолазы ЭПРОНа демонтировали с него вооружение, надстройки и палубные конструкции. Возможно, части 107-метрового корпуса «Ростислава» все еще покоятся в толще песчаного грунта Азовского моря…
Другая война – Великая Отечественная, застала в Мариуполе легендарный барк «Товарищ». История этого корабля начиналась еще в далеком 1892 г., когда со стапелей Белфаста сошел обычный угольщик водоизмещением 2472 т и длиной 86,6 м. В 1914 г. четырехмачтовый парусный барк-угольщик «Лауристон» был приобретен Россией. В 1926г. барк переоборудован в учебное парусное судно и назван «Товарищ». С помощью парусов общей площадью 4 тыс. кв. м барк при благоприятном ветре и волнении моря развивал скорость более 14 узлов. За 15 последующих лет «Товарищ» совершил десятки походов.
8 октября 1941 г., когда на мариупольских улицах появились немецкие мотоциклисты и самоходки разведывательного батальона штурмбаннфюрера Мейера, «Товарищ» сиротливо стоял в опустевшем порту у северного брекватера. Немецкие танкисты обстреляли уходящий в море небольшой ледокол “Соломбала”, несколько снарядов досталось и паруснику. Весной 1943 г. барк использовался в качестве плавказармы и штаба Хорватского легиона Азовского моря (флотилия насчитывала 33 бывших советских траулера и катера с личным составом 28 офицеров и 372 матроса). Притопленный в створе фарватера аванпорта, барк мешал предполагавшейся высадке десанта с катеров нашей Азовской флотилии. Катерники несколько раз безуспешно пытались уничтожить искалеченный барк-исполин. После освобождения Мариуполя и окончания войны «Товарищ» несколько лет лежал на дне возле брекватера, только из-под воды виднелись обрубки рангоута. Сколько мальчишек покалечилось о них, прыгая в воду над погибшим парусником...
Кроме «Товарища», в мариупольском порту в октябре 1941 г. остался ничем не примечательный корабль «Волго-Дон». Был еще один – недостроенный крейсер «Куйбышев» 68-го проекта, спущенный на воду 30 декабря 1940 г. в Николаеве (к началу августа 1941 г. готовность крейсера составляла 27 %). В августе-октябре 1941 г. немцы стремительно продвигались к Донбассу, а командованию советского ВМФ приспичило вести крейсер из Севастополя в Мариуполь, где в ближайшие недели могли оказаться моторизованные части противника! Крейсер «Куйбышев» был переведен в Мариуполь 17-18 августа 1941 г. Только 8 октября, когда авангарды немцев уже подходили к городу, в котором еще продолжалась преступно затянутая эвакуация населения, три буксира увели «Куйбышев» в открытое море и благополучно доставили его в Феодосию. Крейсер пережил войну и достраивался в 1945-1950 гг. по проекту 68 К. В 1957 г. опальный министр обороны СССР маршал Жуков отправился с последним визитом в югославский порт Сплит. Хрущев готовил свержение легендарного маршала-победителя и отправил полководца за рубеж именно на корабле нелюбимого им флота. Этим кораблем был крейсер «Куйбышев» с мариупольским следом в биографии...
В местной прессе недавно появился снимок (кадр из фронтовой кинохроники), озаглавленный: «Разбитый корабль в устье р. Кальмиус». Снимок заинтересовал меня, поскольку корабль был похож на танкер. Краеведы упоминают оставшийся в Мариуполе во время оккупации некий танкер «Грозный». В специальной литературе есть достоверные сведения о дизельном танкере «Грознефть», затопленном в мариупольском порту при отходе наших войск. История танкера не менее интересна, чем судьба барка «Товарищ».
27 августа 1916 г. на Путиловском заводе был спущен на воду мощный легкий крейсер «Адмирал Спиридов» (6800 т, длина 158,4 м, осадка 5,7 м, скорость 29,5 узлов, главный калибр – 15–130-мм орудий, бортовая броня – до 75 мм, экипаж 852 чел.). На флотах испытывали крайнюю нехватку в кораблях такого класса, однако, казна в разгар войны уже не позволяла финансировать их строительство. В 1924-1926 гг. недостроенный корпус крейсера был переделан в танкер «Грознефть» (сдан в эксплуатацию 24 декабря 1926 г.). Уже в 1934 г. из-за поломок дизель-моторов танкер превращен в несамоходную наливную баржу и в 1938г. поставлен на прикол в Мариуполе. Немцы подняли затопленный при отступлении танкер, который с сентября 1942 г. по сентябрь 1943 г. использовался как бункеровщик на Азовском море. В первый день освобождения Мариуполя фронтовой кинооператор при съемке с самолета запечатлел танкер затопленным в устье Кальмиуса. Когда мне, наконец, удалось разыскать фото танкера «Грознефтъ», все стало на свои места: безымянный корабль из кинохроники и есть бывший крейсер «Адмирал Спиридов»! А танкер «Грозный» – досадная ошибка исследователей.
Что касается дальнейшей судьбы танкера, то 1 июля 1944 г. он был поднят спасателями Черноморского флота и использовался как бункеровочная нефтебаза. Летом 1952г. многострадальный крейсер сдан для разборки на металлолом...