Найти тему
СПиЛС

Парки замечательных людей Часть 1

Образ — это когда в полной темноте все еще «видишь» пламя погасшей свечи. Наверное, у слепых — самое образное мышление. Для них любое препятствие - это образ «табу». Незрячий Гомер вообразил всю историю Античности.

Неслучайно, чтобы представить предмет, мы закрываем глаза- Образ становится ярче и реальнее, так как очищается от всего лишнего и случайного.

Прежде всего, любая методика должна стимулировать творческое воображение. В предложенном варианте можно выделить следующие предпосылки к этому:

  • само имя знаменитости вызывает фантазийные ассоциации, связанные с эпохой, судьбой, окружением героя;
  • смысловым стержнем метода является профессиональный перевод жизнеописания на язык архитектурно-ландшафтных элементов. Это побуждает автора перебрать и изучить весь арсенал приемов и принципов ландшафтного дизайна. А попутно изобрести свои;
  • выбор ведущей темы «жития» человека уже представляет собой творческий акт. Здесь надо избежать тривиальности и банальности. Например, Бах - великий композитор, но ещё и «ручей» (der Bach - нем.), а это уже тема для генерального плана парка;
  • полностью исключая средовой подход (отсутствие ситуационного плана), автор целиком концентрируется на содержательной стороне объекта, а не на его «обрамлении». Проектируемый парк - абсолютный «интроверт», он - «вещь в себе».
  • и последнее, так как образ кумира всегда вне критики, то и его зримый образ - сад, создаваемый автором – в какой-то степени защищён от неё. Здесь автор и зритель - в сговоре, заодно «на равных».

«Сад М. Врубеля». Дипломант Бредовая Н. М.

При упоминании имени этого художника в памяти всплывают крупные мазки серебристо-сине-лиловой гаммы, причудливая изломанность линии, мозаичность полотен.

План Сада - это коллаж из двух полотен: «Царевна-лебедь», «Демон» и фасада гостиницы «Метрополь» с мозаичным панно «Принцесса Греза».

Во входной зоне присутствует символика в виде трёх деревьев: светлого дерева-«Ангела», тёмного дерева-«Демона» и дерева с неровным, узловатым ветвлением, олицетворяющего самого М, Врубеля.

Зона Сада, именуемая «Царевна-лебедь», имеет геопластическое решение: на понижающихся к центру террасах высажены травы различных оттенков - от зеленого до сизого, лиственные деревья с серебристой листвой и сине-зеленые хвойные,

В зоне «Демон» - буйство красочных цветников в розово-лиловой гамме с добавлением пурпурного и синего. Крупные пятна высаженных цветов имеют ломаные очертания.

Главенствующее место отведено сиренгарию. Здесь, благодаря подбору сортов, цветение непрерывно в течение 2-3-х недель. Бродя по узким тропам лабиринта, в коридорах ажурных пергол из витражного стекла и металла, можно вдыхать аромат цветущих растении.

Регулярная часть Сада - «Метрополь» - это плоская терраса с пересекающимися под прямыми углами дорожками, газоном с полосами неярких цветов и проходящим по центру водным каналом.

На верхней площадке с мозаичным мощением можно либо созерцать Сад, расположенный ниже по рельефу, либо. перейдя по мосту-«мачте» через водоем «Принцесса Греза» с каскадным фонтаном, попасть в павильон «Парус» или, поднявшись ещё выше на обзорную Башню, охватить взглядом общую картину задуманного.

-2

«Сяд М. К. Эшера «Отражение». Дипломант Любимова И. В.

Противоречивые работы М. К. Эшера всегда вовлекли в противопоставление иллюзию и реальность. Плоское в них становилось объемным и наоборот.

Хотя художник и не принадлежал ни к одному из направлений авангардного искусства XX века, особенности его творчества более всего были схожи с эстетикой сюрреалистов, почитавших такого рода иллюзии и головоломки.

План этого сада - лишенная монохромности, точная копия линогравюры художника «Покрытая рябью поверхность». Две капли дождя падают на поверхность пруда, расходясь концентрическими кругами, разбивающими спокойное отражение развесистого дерева с полной луной позади.

Главными принципами композиции становятся «зыбкость» и «отражение».

Ожившая в ландшафте линогравюра - «Сад «Отражение» - увлекает в зыбкие лабиринты троп, в фантастический мир Зазеркалья, где «Луна-водоём», подёрнутый рябью цветников, дробится по берегам паутиной зеркальных осколков. Где змеится ручей, отражая колышущиеся по ветру травы, где едва заметно «дышат» волноподобные газоны, а отполированное до зеркального блеска мощение опрокидывает вниз силуэт вступившего. Где арки-«Миражи», мосты-«Отражения», виртуальные беседки и скамьи, с проплывающими по ним облаками.

-3

«Сад С. Дали». Дипломант Шабатаева К. Н.

Сад, элементы которого навеяны картинами художника, имеет чёткую геометрическую направленность. Основные пешеходные маршруты, пересекаясь под прямым углом, образуют в плане «крест» - деталь, часто появляющуюся на полотнах С. Дали.

Но Сад не носил бы это имя, если бы в его геометрию не был привнесен некий диссонанс в виде каналов, повторяющих ту же форму «креста», но расположенных под углом к основным пешеходным маршрутам.

Такой эффект неожиданности рождает ощущение тревожного предчувствия. Так же, как и над полотнами художника, вам предстоит размышлять над каждой инсталляцией, пытаясь выявить живописный прототип, будь то парадоксальные по своей сути «Рождение» и «Механическое дерево» или же решенный при помощи довольно банальных средств «Дендроморфный секретер».

Это Сад-игра, где, впрочем, нет проигравших. Уже в самом процессе угадывания знаменитых полотен таится удовольствие. Это Сад-воспоминание о Великом Мистификаторе и его бессмертных произведениях.

«Сад «Цепь времени» или «Космическая соната М. К. Чюрлениса». Дипломант Кропотова Е. В.

М. К. Чюрленис - музыкант, художник, поэт, принадлежавший эпохе символизма.

Процесс восприятия его картин - тот же, что и в музыке: при звуках мелодии слушатель создаёт себе образ на основе услышанного, при созерцании картин М.К.Чюрлениса зритель вызывает в своем воображении свой собственный миф, навеянный видимым полотном.

Большая часть картин М. К. Чюрлениса ассоциируется с музыкальной темой «Сонаты». «Соната ужа» - одно из наиболее загадочных, полных таинственной мистики произведении художника, где змей предстает как знак и носитель Мудрости. Прямая линия всегда безжизненна, извивающаяся змея - символ хитросплетении жизни.

Образ Сада «Цепь времени» напрямую связан с циклом картин «Соната ужа», в которых прослеживается жизненный путь.

Так же, как и музыкальное произведение, парк состоит из четырех частей.

Центральная часть - «Зона Безвременья», как вневременного, мифического мира Чюрлениса.

Геопластическое решение сада - лента Мебиуса.

Сад Чюрлениса - это тонкое сплетение позволяющих проникнуть суть природных явлений инсталляций, водных устройств, малых форм и ландшафтных композиций в красках палитры художника.

Продолжение