Найти тему
Исторические сражения

Как выглядел настоящий шлем русского воина

Сочинитель "Слова о полку Игореве" самоуверенно утверждал, что храброе войско способно "Волгу веслами расплескать, а Дон – шеломами вычерпать". С легкой руки древнего безымянного поэта и настойчивой шаблонности школьной программы многие теперь решили для себя, что шелом – это исключительно русский шлем, и каждый славный витязь в своей оружейной гридне, сложенной из векового мореного дуба и вросшей в землю по самый верхний венец, непременно имеет набор таких кованых остроконечных шапок. Но на деле никакого особого русского шлема не существовало, и можно только говорить о русском доспешном комплексе. Куда, конечно, входила и какая-нибудь защита головы. Причем совсем не обязательно русская (хотя русское название имелось, безусловно) и не обязательно остроконечная.

Собственно, шелом есть термин во многом собирательный. То есть это старый вариант того, что мы называем "шлем". Как немецкий хельм. В русском же случае под шеломами подразумевали вытянутые головные уборы, чаще всего с цельнокованой тульей с навершием для крепления флажка-яловца. Последний элемент необязателен.

В более древнем варианте шеломы запросто могли склепываться из нескольких пластин или иметь каркас, на который уже наклепывались эти пластины – как знаменитый шлем, найденный на месте Липицкой битвы. Собственно, в таком в ту пору щеголяла вся Европа со Скандинавией, да и на Востоке что-то подобное вырабатывали. Так что говорить о чисто русском изобретении не приходится. А так, да – применяли широко.

Тот самый шлем, принадлежавший Ярославу Всеволодовичу, XII-XIII вв. Из коллекции музеев Московского Кремля
Тот самый шлем, принадлежавший Ярославу Всеволодовичу, XII-XIII вв. Из коллекции музеев Московского Кремля

Естественно, что на голую голову такой головной убор не надевали. Требовалась какая-то амортизирующая прокладка. Честно говоря, не сохранилось до наших дней ни одного образца, даже внятного описания не имеется. Но по аналогии с соседским опытом принято считать, что роль подшлемника выполняла некая стеганая шапка, хорошо смягчавшая удар.

Ясно, что шелом стоил немало, так что иному бойцу приходилось довольствоваться только одним подшлемником. И естественно, что скоро этот подшлемник стал вполне самостоятельным. Так появились "шапки бумажные". Бумагой тогда называли хлопок. Сегодня бы такую конструкцию назвали ватной или стеганой.

Понятно, что самое плотное сукно плохо держит сабельный удар. Даже если это сукно сложить в несколько слоев. Поэтому внутри набивки такой стеганой шапки стали помещать кольчужное полотно. А еще позднее – стальные пластины. В поместном войске такое носили неохотно и мало, а вот на окраинах владений (в Сибири их производство поставили на поток и делали довольно долго) ими не брезговали – хоть какая-то защита.

Шишак XVI века из музея искусств в Вустере
Шишак XVI века из музея искусств в Вустере

Часто с шеломом путают шишак – более поздний шлем, позаимствованный с Востока. У него высокая тулья с полусферической формы или сфероконической. То есть менее острый, чем традиционный шелом. У поляков и немцев тоже такие имелись, хотя они предпочитали менее высокий вариант. Вот это был, по сути, чисто восточный шлем, без изысков и сомнений используемый на Западе. Если кому-то сложно представить шишак, то пусть посмотрит на купола мечетей или минаретов. По абрису они очень схожи.

Совсем простым вариантом защиты головы можно считать мисюрку – небольшую металлическую шапочку, колпак, похожий на ермолку или кардинальскую камилавку-дзуккето. К которой, правда, обязательно крепилась кольчужная бармица. Считается, что мисюрка была бюджетным вариантом воинского шлема, а при случае могла и носиться как дополнительная защита – сверху еще надевали что-то более остроконечное, вроде шишака или шелома. Ближайшим европейским аналогом мисюрки (пришедшей к нам из Турции) можно считать черепник с убранными шипами.

Мисюрка с бармицей. Иллюстратор: Angus McBride
Мисюрка с бармицей. Иллюстратор: Angus McBride

Еще носили ерихонку. Долгое время ученые спорили о том, что же можно считать ерихонкой. Пока не сошлись во мнении, что это шишак или шелом, но обязательно вычурно украшенный и снабженный всякими дополнениями в виде наносника, козырька, защиты ушей. Вроде бы название произошло от слова "ерихониться", но потом решили, что от "Ерихонь" (это можно перевести как "Грузия"). Хотя есть мнение, что название этот шлем получил в честь китайского Яркента. Так что и этот вид защиты был заимствован. Часто и вовсе дорабатывались восточные образцы, на которых поверх арабской вязи местные оружейники писали более понятные им слова на кириллице.

Существовали и менее затейливые шлемы, сделанные из меди. Эти назывались просто "шапки медные" и хоть применялись, но не особо ценились – медь защищала куда хуже стали.

Русское воинство при взятии Казани. Иллюстратор: Олег Федоров
Русское воинство при взятии Казани. Иллюстратор: Олег Федоров

Имелись и гибриды, форма которых как-то не регламентировалась, а потому в этом массиве встречались совсем разные образцы. И называлось это безумие "шапка железная", и ее представители походили то на помесь шишака с шеломом, но на французские шапели.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам действительно понравилась!
И не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала