часть 41
Об этом периоде нельзя судить однозначно. Как бы там ни было — это наша история, ее не перепишешь набело.
Серовский механический, как и любой завод, был заложником системы. Но, думается, коллективу предприятия не должно быть стыдно и за то десятилетие, представлявшее собой непрерывную цепь починов и соревнований...
Девятая пятилетка для завода, к примеру, началась с социалистического соревнования в честь XXIV съезда КПСС. Коллектив принял на себя обязательства:
- выполнить государственный план 1971 года к 29 декабря;
- выпуск товаров народного потребления увеличить в 2,5 раза;
- внедрить 100 типовых проектов по научной организации рабочих мест;
- изготовить 5000 узлов сеялки СЗ-3,6, обеспечить выпуск запасных частей к сеялке СУ-24 на 36 тысяч рублей и т. д.
Обязательства подписали директор предприятия П.А. Парфенов, секретарь парткома Ю.Л. Сапрыкин, председатель завкома профсоюза А.К. Карпенко и секретарь комитета ВЛКСМ Г.П. Штин.
В начале той пятилетки «рапортомания» еще не успела расцвести пышным цветом. Коллектив завода честно, искренне включился в поиск резервов производства, выполняя и перекрывая установленные задания.
В городском предсъездовском соревновании СМЗ занял первое место, опередив своего «отца» - металлургический завод им. А.К. Серова, ферросплавщиков, коллективы ГРЭС, птицефабрики, отделения железной дороги, объединения Ceровлес и завоевав переходящее Красное знамя
горкома партии, горисполкома и горкома ВЛКСМ.
Звание «Коллектив имени ХХІV съезда КПСС» было присуждено участкам А.В. Першакова (цех No 3) и л.л. Калининой (цех No2), сменам О.Н. Кропоткиной (цех No 2) и М.В. Лузиной (цех No 3), бригадирам Н.М. Коноваловой (цех No1). В.М. Рудаковой (цех No 2) и В.Л. Кошкиной (цех No 3).
Но маховик «инициатив» уже набирал обороты...
С 15 сентября 1971-го по 15 апреля 1972 года на заводе проходил смотр-конкурс по экономии сырья, материалов и электроэнергии, хотя понятно: экономия — не единовременная кампания, а нормальный элемент всей хозяйственной политики, обязательное и будничное дело.
С 11 декабря 1971 года началась 100-дневная ударная вахта в честь XV съезда профсоюзов СССР.
24 декабря проведен молодежный трудовой турнир за звание чемпиона пятилетки.
С 1971-го по 1975-й год в рамках движения «Пятилетке - ударный труд, мастерство и поиск молодых» на заводе проходил смотр научного творчества молодежи и конкурс планов НОТ.
С 25 марта 1974 года был объявлен постоянно действующий смотр по повышению культуры труда.
С 10 июля по 10 декабря 1975 года - смотр-конкурс по внедрению средств механизации трудоемких работ.
С 1 июля по 30 сентября 1975 года действовал общественный смотр по улучшению условий труда, быта и отдыха женщин.
В июне 1977 года партком предприятия объявил о соревновании на лучший красный уголок.
В честь 60-й годовщины Великого Октября развернулось движение под девизом «Сегодня работать лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня».
В 1978 году на заводе были проведены соревнования за звание «Отличник качества», «Лучший инженер», «Лучший техник», «Мастер I (11) класса», «Передовик года», «Лучший участок завода» и т. д. и т. п.
В 1979 году прошел общественный смотр (в рамках областного) по экономному и рациональному использованию рабочего времени, энергетических и материальных ресурсов.
Не забудем упомянуть и о массовой борьбе под девизом «XXV съезду КПСС - 25 ударных недель!» и «XXVI съезду - 26 ударных недель!».
Скучать, как говорится, не приходилось. Разумеется, во многих этих смотрах, конкурсах, движениях в принципе не было ничего худого. Вот если бы знать меру, не топить хорошие инициативы в пучине формализма, бумаготворчества, не заниматься показухой...
Пример. К 1972 году добрая половина работников предприятия носила звания ударников коммунистического труда. Но... в ноябре этого же года на партийном собрании звучало: ритмичность изготовления и сдачи продукции в первой декаде - 16 процентов, а в третьей — 58,8, большие потери рабочего времени, не изжиты причины брака...
Из воспоминаний ветерана предприятия К.И. Зубарева:
«Вторую половину 1973 года коллектив завода стал работать сравнительно плохо. Ухудшалась организация труда, возросли брак, нарушения технологии, дисциплины, ощущался недостаток рабочей силы. Особенно подводил третий цех. За 9 месяцев выполнение плана по товарной продукции здесь составило 78,8 процента, убытки от брака возросли на 36,7 процента, упала производительность труда...
Положение усложняется тем, что очень медленно идет разработка и внедрение прогрессивных технологий, новейшее оборудование (по вине некоторых руководителей) подолгу не вводится в эксплуатацию. Много узких мест...»
В феврале 1974 года эти назревшие вопросы обсуждались на постоянно действующем производственном совещании. А.И. Фридман, начальник производства, и В.Н. Поляков, начальник ОМТС, анализировавшие причины неритмичной работы, пришли к одному и тому же выводу: они связаны, прежде всего, с недостатками в организации труда, просчетами в управлении, отсталыми методами хозяйствования. Планы и социалистические обязательства плохо увязаны друг с другом, на обе ноги хромает снабжение.
И все же в 70-е годы на Серовском механическом заводе претворялись в жизнь несколько действительно ценных, глубоких по сути, результативных идей и направлений. Зазвучали имена инициативных, знающих, болеющих за общее дело людей, как руководителей, так и рядовых.
В 1971 году на СМЗ довольно быстро прижился почин инженера Уралмашзавода В.И. Нисковски «Каждому инженеру и конструктору - личный творческий план технического прогресса на пятилетку».
Дело сугубо добровольное, но оно сразу же заинтересовало многих ИТР и служащих. Почему? Потому, что преодолевалась «обезличка», человек-творец выдвигался на передний план. Стало видно, кто чего стоит, ведь работа была конкретной, видимой.
Активно, широким фронтом развивался в те годы научно-технический прогресс. Судите сами.
В 1970-м был пущен в эксплуатацию новый производственный корпус цеха No 5. В первой половине семидесятых - внедрен электрический нагрев заготовок под штамповку, введены в действие автоматическая линия гальванопокрытий, конвейер на покраске изделий синтетическими
эмалями, новый закалочный агрегат, печи ПАПЗМ и т. д.
22 ноября 1971 года администрация и партком рассмотрели вопрос о реконструкции кирпичного производства, которая предусматривала кладку круговой печи, монтаж трансформаторного пункта, перекрытий, механизацию технологических процессов, строительство жилого дома, впоследствии на заводе стали получать кирпич марки «150», который шел на сооружение производственных объектов, жилья, детских комбинатов, бытового корпуса с раздевалками и душевыми, лыжной базы, здания подшефного СПТУ, общежития.
В 1973 году начальником отдела организации по вине труда и заработной платы был назначен Юрий водится Иванович Конюхов. Казалось бы, что за событие? Ежегодно на предприятии происходит множество кадровых перемещений, за всеми не уследишь. Но Конюхов - фигура особая.
Как и многие его сверстники, Юрий Иванович пришел на завод после ФЗУ, стал работать токарем в цехе No 3. Когда началась война, его перевели в отдел организации труда и зарплаты: у парня обнаружили редкое по тем временам качество - стремление анализировать, исследовать производство. Смотрите, какие должности занимал Конюхов на заводе, прежде чем возглавил ООТи3, - хронометражист, техник-паспортизатор оборудования, нормировщик, инженер-нормировщик. В 1966 году он был назначен начальником отдела научной организации труда.
Почему о Конюхове заговорили именно в 70е годы? Потому что, увлеченные экономической реформой А.Н. Косыгина, оборонные предприятия страны, в отличие от многих своих «гражданских» собратьев, пораженных «вирусом застоя», сохранили вкус к научно-техническому прогрессу, к созидательной работе, направленной на повышение эффективности производства.