Большую часть двадцатого века, Беларусь была под советской властью. Этот факт сильно повлиял на все сферы её жизни. Так как мой канал о градостроительстве, то обсудим эту сферу.
И так: ТОП самых ужасных вещей в советской урбанистике.
Седьмое место: Плохие доминанты
Любые города, строятся по композиционным законам. Венчают композицию архитектурные доминанты. В старинных европейских кварталах - это соборы или часовни. В бурно растущих азиатских мегаполисах, доминантами являются небоскрёбы. В СССР чаще всего в конце улицы или проспекта, виднеется заводская труба. Если повезёт, то типовая "свечка". Да в стране советов были правильные доминанты, например, сталинские высотки в Москве, но чаще всего город тебе намекал: Пора на завод товарищ!
Шестое место: Типовая топонимика
До советской власти, топонимика во многих городах были уникальными, и создавали идентичность городам. С приходом же товарищей, все населённые пункты получили одинаковые названия улиц, переулков, площадей и парков. Хочешь объяснить таксисту дорогу до ближайшей булочной? Вспомни про товарища Ленина и Дзержинского! Спасибо хоть названия рек не стандартизировали по ГОСТу. Даже если вам нравятся те люди, в честь которых названы улицы всех городов, это не означает, что имена должны ляпать в каждом городе и повсюду. Топонимика обязана передавать историю и дух города.
Пятое место: Внеуличные переходы
Массово они применялись именно в СССР. Да, в других странах через автобаны есть мосты и тоннели, но внутригородские улицы всегда открыты для человека, а не машины. Подземные переходы дороги, неудобны для ~ 30% населения города, а самое главное они разрывают городское пространство на части. Не говоря о том, что подобные решения плохо сказываются на безопасности движения.
Четвёртое место: Проспекты
Именно они наплодили подземные переходы, и разделили город на части. Гибрид хайвея и городской улицы, да еще проложенный через самые населённые районы города - это рассадник аварий и смертей на дорогах. Да с высоты выглядит красиво, да и парады удобно проводить. Но такие "мега улицы" справлялись с трафиком только при низкой автомобилизации населения. Как только коммунизм рухнул, широченные проспекты перестали справляться с резко возросшим уровнем автомобилизации.
Бронза: Промзоны
В советских городах их не запариваясь ставили где попало. Очень часто, что многие заводы находились прямо в жилых массивах. Про шум, загрязнение воздуха, или банальную композицию мало кто думал. Стране нужно ещё больше производства! В каком районе не пошёл бы советский человек, почти везде он увидит проходную, шум и дым от очередного предприятия
Серебро: Неуважение к прошлому
Как истинные интернационалисты, большевики плевали на наследие, которое им доставалось в городах. Разрушая старый мир, они строили новый, с панельками и типовыми ДК. Целые города полностью теряли своё неповторимое лицо. То, за что мы любим такие города как Львов, Вильня или Будапешт, безжалостно сносилось советским бульдозером. На счету у советских "урбанистов" уничтоженный район ул. Немига, который был по сути городом в городе, Нижний рынок, гостиный двор, и десятки, если не стони зданий, переживших мировые войны. Всеми любимый верхний город, который удалось восстановить, товарищи из компартий вовсе хотели сравнять с землёй, для постройки многоэтажки и общественного центра.
Золото: Ctrl C - Ctrl V
Самое бесящее наследие совка, это конечно же типовое домостроение. В 50х годах, ЦК начала борьбу с "архитектурными излишествами". В итоге наши города стали превращаться в безликие копии друг друга. Хорошая архитектура развивает творческую и всестороннюю личность. Идеологически правильная архитектура (её отсутствие), была призвана обезличить человека. Над безликими зданиями ярко выделялись гигантские партийные лозунги, и гражданин получал "правильное" воспитание. Типовая "архитектура", это самое страшное наследие СССР. К сожалению у нас от её до сих пор так и не отказались.
Эпилог
Коммунистическая школа градостроительства сильно потрепала и обезличила наши города. Ни "вкусное мороженное", ни автоматы с газировкой, ни "бесплатность" жилья, не заменят тот ущерб, который нанёс Беларуским городам советский бульдозер, и советский завод ЖБИ. Однако были у советских городов и хорошие моменты, об этом я напишу в одной из следующих статей. Поэтому подписывайтесь на мой Дзен, чтобы не пропустить вторую часть.
Спасибо что дочитали до конца :-)
Ваш лайк и комментарий, продвигает статью в ленте Яндекса!
Буду благодарен вашим донатам!
Подписывайтесь на меня тут, и на других ресурсах!
Канал в Телеграм: https://t.me/BY_Urbanism
Группа в ВК: https://vk.com/by_urbanizm
Твиттер: https://twitter.com/Zodchij2084