Найти тему
Поднять паруса!

Проиграть гонку, но спасти человека. Эта история благородного поступка экипажа российского парусника "Крузенштерн"

Оглавление

В 2000 году, во время третьей Трансатлантической регаты, с 30-метровой мачты шхуны “Погория” упала девушка. На сигнал SOS ответил только капитан российского парусника "Крузенштерн", который к тому времени шел первым в гонке.

История парусных регат началась, как это часто бывает - с одного-единственного энтузиаста. В 50-х годах прошлого века лондонский адвокат Бернард Морган, убежденный, что "выжиматели ветра" вскоре станут жертвами технического прогресса, загорелся идеей организовать последнюю встречу крупных парусников. Вскоре интерес к соревнованиям сподвиг к созданию ассоциации "Sail Training Association", которая позже выросла в "Sail Training International" - и по сей день главного организатора гонок. В 2006 году STI была выдвинута кандидатом на присуждение Нобелевской премии Мира.

Передача приза "Cutty Sark Trophy” во время регаты 1976 года (фотография из музея барка)
Передача приза "Cutty Sark Trophy” во время регаты 1976 года (фотография из музея барка)

Советские и российские парусники, в том числе и легендарный барк "Крузенштерн", впервые приняли участие в гонках только в 70-х. В 1974 году "Крузенштерн" увез домой самый престижный приз - серебряную модель клипера "Катти Сарк" за "дружбу между народами". Победителя в этой номинации определяют путем тайного голосования капитанов всех кораблей, принимающих участие в гонке.

Плакетка переходящего приза "Cutty Sark Trophy" в музее судна
Плакетка переходящего приза "Cutty Sark Trophy" в музее судна

Но самые яркие победы "Крузенштерна" за всю историю регат больших парусных судов связывают с именем Геннадия Васильевича Коломенского - капитана барка с 1983 по 1995 годы. Именно для него на судне была введена должность капитана-наставника.

Порой капитаны даже отказывались участвовать в больших регатах, если там "бежит" "Крузенштерн". Немногим в мире удавалось опередить Коломенского, да и происходило это обычно, когда не хватало ему хорошего ветра.

Геннадий Коломенский, капитан "Крузенштерна" с 1983 по 1995 г
Геннадий Коломенский, капитан "Крузенштерна" с 1983 по 1995 г

В истории современного парусного флота есть три особые страницы: три трансатлантические гонки, в которых принимали участие лучшие корабли и лучшие капитаны. Первые две Коломенский выиграл почти шутя. Во время третьей гонки в 2000 году, когда "Крузенштерн" шел первым, случилось несчастье. Во время сильного шторма на польской шхуне "Погория" с 30-метровой мачты упала девушка, а на борту не было врача. Капитан шхуны Анджей Шламинский стал подавать сигналы SOS, но откликнулся только Геннадий Коломенский. Девушку в тяжелом состоянии с большим количеством переломов было решено доставить на борт “Крузенштерна”. Капитан “Погории” потом признавался, что нужно быть не врачом, а циркачом, чтобы удержаться в шлюпке в такую погоду.

Баркентина "Погория"
Баркентина "Погория"

Двое суток на вышедшем из гонки паруснике судовой врач Александр Шабалин боролся за жизнь девушки. И спас ее.

Но история на этом не закончилась. "Крузенштерн" вернулся в гонку и выиграл соревнование. Несмотря на два потерянных дня.

Капитан Коломенский (справа) и мэр А. Абрахам (слева от приза) - президент парусной гонки "Галифакс 2000" с призом за 1-е место на гонке Галифакс-Амстердам. Слева - вахтенный помощник капитана, с 2014 года - капитан “Крузенштерна” Михаил Еремченко.
Капитан Коломенский (справа) и мэр А. Абрахам (слева от приза) - президент парусной гонки "Галифакс 2000" с призом за 1-е место на гонке Галифакс-Амстердам. Слева - вахтенный помощник капитана, с 2014 года - капитан “Крузенштерна” Михаил Еремченко.

Капитан Коломенский о своем героизме и отваги своей команды говорил скупо, больше восхищаясь самоотверженностью вертолетчиков, которые прилетели за девушкой в такой сильный шторм. Ее, кстати, зовут Иоанна и у нее все хорошо. Только вот не любит вспоминать о том происшествии. Но если спросить ее, что главное в море, она, как и капитан Коломенский, не задумываясь, ответит: человеческий фактор. Когда человек остается, прежде всего, человеком. В море действительно царят совершенно другие законы и складываются другие отношения, не как на земной московской поверхности. Возможно, именно поэтому не сбылось пророчество лондонского адвоката Бернарда Моргана - того самого, что в 50-х придумал проводить гонки больших парусников, считая, что их поглотит технологический прогресс.

Геннадия Васильевича Коломенского не стало 24 июня 2014 года. Ему было 73 года.

_____________________________

Дорогие друзья, подписывайтесь на канал "Поднять паруса", ставьте лайки, пишите свои комментарии, впереди много интересного.