В 2000 году, во время третьей Трансатлантической регаты, с 30-метровой мачты шхуны “Погория” упала девушка. На сигнал SOS ответил только капитан российского парусника "Крузенштерн", который к тому времени шел первым в гонке.
История парусных регат началась, как это часто бывает - с одного-единственного энтузиаста. В 50-х годах прошлого века лондонский адвокат Бернард Морган, убежденный, что "выжиматели ветра" вскоре станут жертвами технического прогресса, загорелся идеей организовать последнюю встречу крупных парусников. Вскоре интерес к соревнованиям сподвиг к созданию ассоциации "Sail Training Association", которая позже выросла в "Sail Training International" - и по сей день главного организатора гонок. В 2006 году STI была выдвинута кандидатом на присуждение Нобелевской премии Мира.
Советские и российские парусники, в том числе и легендарный барк "Крузенштерн", впервые приняли участие в гонках только в 70-х. В 1974 году "Крузенштерн" увез домой самый престижный приз - серебряную модель клипера "Катти Сарк" за "дружбу между народами". Победителя в этой номинации определяют путем тайного голосования капитанов всех кораблей, принимающих участие в гонке.
Но самые яркие победы "Крузенштерна" за всю историю регат больших парусных судов связывают с именем Геннадия Васильевича Коломенского - капитана барка с 1983 по 1995 годы. Именно для него на судне была введена должность капитана-наставника.
Порой капитаны даже отказывались участвовать в больших регатах, если там "бежит" "Крузенштерн". Немногим в мире удавалось опередить Коломенского, да и происходило это обычно, когда не хватало ему хорошего ветра.
В истории современного парусного флота есть три особые страницы: три трансатлантические гонки, в которых принимали участие лучшие корабли и лучшие капитаны. Первые две Коломенский выиграл почти шутя. Во время третьей гонки в 2000 году, когда "Крузенштерн" шел первым, случилось несчастье. Во время сильного шторма на польской шхуне "Погория" с 30-метровой мачты упала девушка, а на борту не было врача. Капитан шхуны Анджей Шламинский стал подавать сигналы SOS, но откликнулся только Геннадий Коломенский. Девушку в тяжелом состоянии с большим количеством переломов было решено доставить на борт “Крузенштерна”. Капитан “Погории” потом признавался, что нужно быть не врачом, а циркачом, чтобы удержаться в шлюпке в такую погоду.
Двое суток на вышедшем из гонки паруснике судовой врач Александр Шабалин боролся за жизнь девушки. И спас ее.
Но история на этом не закончилась. "Крузенштерн" вернулся в гонку и выиграл соревнование. Несмотря на два потерянных дня.
Капитан Коломенский о своем героизме и отваги своей команды говорил скупо, больше восхищаясь самоотверженностью вертолетчиков, которые прилетели за девушкой в такой сильный шторм. Ее, кстати, зовут Иоанна и у нее все хорошо. Только вот не любит вспоминать о том происшествии. Но если спросить ее, что главное в море, она, как и капитан Коломенский, не задумываясь, ответит: человеческий фактор. Когда человек остается, прежде всего, человеком. В море действительно царят совершенно другие законы и складываются другие отношения, не как на земной московской поверхности. Возможно, именно поэтому не сбылось пророчество лондонского адвоката Бернарда Моргана - того самого, что в 50-х придумал проводить гонки больших парусников, считая, что их поглотит технологический прогресс.
Геннадия Васильевича Коломенского не стало 24 июня 2014 года. Ему было 73 года.
_____________________________
Дорогие друзья, подписывайтесь на канал "Поднять паруса", ставьте лайки, пишите свои комментарии, впереди много интересного.