Найти тему
КОСМОС

Литературное иследование в мире науки

Оглавление

Аннотация

Социально-гуманитарный подход к изучению литературы имеет долгую и выдающуюся историю.

Ряд критиков и ученых от Платона до наших дней обсуждали различные теории социологического подхода к изучению литературы.

Ранее социальные мыслители и литературные критики, такие как Дж. С. Гердер, мадам де Сталь, Х. А. Тэйн и другие, заложили основы социологического подхода литературы. Но они игнорировали мировоззрение писателя и роль издателей, распространителей, критиков, читателей и распространителей библиотеки в создании и существовании литературных произведений.

Впрочем, социология литературы заняла особое место в истории критической теории в конце ХХ века в руках Люсьена Голдмана, Лео Лоуэнталя, Роберта Эскарпита, Алана Свингвуда, Джона Холла и ряда других социальных мыслителей и критиков.

В научной статье была предпринята попытка сфокусировать внимание основных авторов, которые пытались разработать социологический подход к изучению литературы.

https://www.pinterest.ru/pin/552816923003940345/
https://www.pinterest.ru/pin/552816923003940345/

Введение

Первые критики не сомневались во взаимовыгодных отношениях между литературой и обществом. Запустивший дискуссию о взаимосвязи между литературой и обществом Платон поднял ряд вопросов о социальных последствиях литературы.

В то же время он заботится в первую очередь о вопросах социальной безопасности. Считал, что поэзия может сделать человека сентиментальным или ослабить его разум. Правда ответ Аристотеля на возражения Платона послужил прочной основой для социологического подхода к литературе.

В XVIII веке, с появлением романа, он стал более звучным и мощным. Согласившись с Максимом де Боланда в том, что литература является "выражением общества", современные социальные критики и писатели рассматривали роман как реалистичную картину общества.

Мэтью Арнольда "Культура и анархия" также расширили тот факт, что литература не может быть адекватно понята без ее культурного и социального контекста.

https://www.pinterest.ru/search/pins/?q=%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&rs=typed&term_meta[]=%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%7Ctyped&term_meta[]=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%7Ctyped
https://www.pinterest.ru/search/pins/?q=%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&rs=typed&term_meta[]=%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%7Ctyped&term_meta[]=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%7Ctyped

Романтический дух XIX века восстал против классической эстетики и проложил более благоприятную почву для социологического восприятия литературы. Однако именно Г.А. Тейн пытался систематизировать социологический подход к литературе научным путем.

История английской литературы (1886 г.) действительно является исторической вехой в литературе. Карл Маркс, Фредерик Энгельс и их последователи внесли ценный вклад в социологическую критику.
Они рассматривали литературу как экономическую инфраструктуру общества и дали новый поворот в социологии литературы.

Обзор литературного исследования

Для того чтобы понять развитие социально-культурного подхода к изучению литературы, нужно видеть историческое развитие этого подхода через вклад общественных критиков и ученых.

Джонатан Гердер (1744-1803 гг.) немецкий философ и критик, наиболее известен за свой вклад в философию истории и культуры. В своей книге "Идея исторической философии для человечества" (1791 г.) он демонстрирует двойственность в отношении целей рационализма и просветления.

Гердер считал, что возникновение и развитие литературы обусловлено определенными социальными и географическими условиями, расой и обычаями, а также культурными и политическими условиями в конкретных областях.

В его творчестве бросается вызов идеям Иммануила Канта, который утверждает, что чувство красоты может возникнуть только в результате совершенно бескорыстного суждения.

Он верит в социальную структуру как в основу литературы. Кант придает большое значение эстетическим качествам литературы, где, как Гердер, большое значение придается социальным аспектам литературы.

Мадам де Стале ( 1766-1817) франко-швейцарская писательница и одна из первых защитниц прав женщин. Госпожа де Сталь, считается первой женщиной, которая внесла свой вклад в внедрение новых идей и методов во французскую литературу.

В своей литературе она, как и Гердер, связывает климат, географию и социальные институты. Рассматривает влияние социально-политических институтов на литературу.

В соответствии с Джеймсом Х. Барнеттом в работах мадам де Сталь, посвященных литературе, которая рассматривается в ее отношениях с социальными институтами (1800), чтобы узнать связь расы и климата с литературным стилем и влияние женщин и религии на искусство.

Концепция литературы у Сталь довольно широкая. На ее взгляд, все, что включает в себя упражнения в письменной форме, это литература, которая характеризуется природными условиями и национальным характером.

Например, новая форма не пользуется популярностью в Италии из-за своей необъективности и недостаточного уважения к женщинам.
Она считает, что национальный характер является результатом сложного взаимодействия между религиозными, правовыми и политическими институтами.

В работах мадам де Сталь проявляется положительная социологическая проницательность. Кроме осознания роли женщин, художница понимает важность сильного среднего класса для роста и развития литературы.

По ее мнению, и женщины, и средний класс производят достоинство и свободу, которые являются важной предпосылкой литературы.

В ее литературе выражается национальный характер, который, кажется, говорит просто о "духе времени". Основное внимание она уделяла климату и национальному характеру. Её представления о взаимосвязи между литературой и обществом носят эмпирический характер.
Кроме того, она хотела бы, чтобы в литературе были отражены важные изменения в социальном устройстве, особенно те из них, которые указывают на движение к целям свободы и справедливости.

Заключение

Историческое развитие социологии литературы от Гердера и Стале до современных критиков и социальных мыслителей показывает не только взаимодополняемость литературы и социологии, но и несколько этапов в теории социологии литературы

Дж. С. Гердер верит в социальную структуру, где, как подчеркивает мадам де Сталь, климат и национальный характер как детерминанты литературы.

С другой стороны, Ипполит Тэйн предоставил систематическую формулу "расы, среды и момента" для интерпретации и анализа литературы. Эти критики, закладывая основы социологии литературы, игнорируют мировоззрение писателя и роль издателей, распространителей, критиков, читающих и распространяющих библиотеки в создании и существовании литературных произведений.

В марксистском подходе эти детерминанты литературных произведений также игнорируются.

Первые марксисты используют термин "база" для обозначения экономической системы, преобладающей в данном обществе в данный момент, а термин "надстройка" используется для обозначения его политических, социальных и экономических идеологий.

Впрочем, именно в работах современных социологов литературы основное внимание уделяется мировоззрению писателя и роли издателей, распространителей, критиков, читающих публику и распространяющих библиотеки.