В начале XX века с учетом роста масштабных десантных операций в составе военно-морских сил различных держав стали появляться первые десантные корабли, обеспечивающие высадку пехоты с моря. Не стала исключением и Россия. Основой первого русского десантного корабля стала шхуна для перевозки зерна под именем «Эльпидифор» (греч. несущий надежду). Отсюда и пошло название для всех последующих кораблей этого типа.
Предполагалось, что эти десантные суда смогут принимать на борт до 1000 пехотинцев, высадка которых должна была занимать не более двадцати минут. Благодаря специальной носовой аппарели, которая перед отплытием поднималась, а при десантировании опускалась, контакт с водой для десантников должен был свестись к минимуму.
Аппарель - это специальная площадка или платформа, расположенная в носовой части корабля, предназначена для перемещения на борт/с борта различных грузов. В случае с десантными кораблями аппарель используется для высадки техники и пехоты.
Вооружение эльпидифоров состояло из трех 102-миллиметровых пушек, двух 75-миллиметровых зенитных орудий и двух пулеметов. Более того, корабль нес 120 мин и мог применяться в качестве минного заградителя.
Первые три десантных корабля не успели войти в состав Российского императорского флота из-за революции и гражданской войны в России. Они были спущены на воду и вошли в состав Белого флота в 1918 году, однако практически сразу были захвачены немцами. После окончания Первой Мировой, корабли были возвращены белогвардейцам и использовались в качестве тральщиков. С поражением белого движения в Крыму и эвакуации последних частей Врангеля, эти эльпидифоры были проданы в Турции.
В это время на верфях Николаевского судостроительного завода ожидали завершения постройки ещё восемнадцать десантных кораблей. Из-за частой смены власти на Украине до них никому не было дела. Только после окончательной победы красных, было принято решение шесть кораблей разобрать, шесть переделать в танкеры, один в сухогруз и только пять передать в состав военного флота в качестве канонерских лодок. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны в строю Черноморского флота находилось пять канонерских лодок типа «эльпидифор», изначально проектировавшихся как десантные корабли.
Именно в Великой Отечественной войне эти корабли использовали с целью, для которой их, собственно говоря, и создавали – высадки морского десанта. В конце декабря 1941 года с канонерских лодок «Красная Грузия», «Красный Аджаристан» и «Красная Абхазия» (все эльпидифоры) был высажен десант в районе горы Опук. А в январе 1942 года с «Красного Аджаристана» был высажен десант в районе Судака. Это лишь несколько примеров высадки морского десанта с этих кораблей. Правда, в отличие от изначальной задумки никакой опускающейся аппарели на этих судах не было, и солдаты высаживались на берег при помощи шлюпок.
Таким был первый опыт в России строительства и применения специализированных судов для высадки морского десанта. Настоящее же развитие в проектировании и использовании отечественных десантных кораблей началось уже после завершения Второй Мировой войны.
Уважаемые читатели, если вам понравилась статья - ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал!
Не стесняйтесь делиться своим мнением о прочитанной статье в комментариях.
Спасибо за внимание!