Найти тему

Теория эндогенного роста

Современные теории эндогенного роста значительно обновили анализ связи между образованием, миграцией и ростом населения.

Общая статистика подсказывает, что миграция людей с высоким уровнем жизни, так называемая "утечка мозгов ", наносит ущерб стране, в которой происходит эмиграция.

Утечку мозгов действительно можно рассматривать как отрицательное внешнее воздействие на развитие страны.

В большинстве исследований подчеркивается положительное влияние миграции на человеческий капитал. Но обращаясь к проблеме утечки мозгов, становится очевидным вывод о том, что существует вредное воздействие на рост жителей страны.

Изображение взято из открытых источников Яндекс. Картинки
Изображение взято из открытых источников Яндекс. Картинки

Однако эта точка зрения недавно была оспорена в целом ряде теоретических аспектов работ, в которых рассматривается влияние перспектив миграции на человеческий капитал и его формирование в условиях неопределенности.

Примерно следующее обоснование представлено:

  • в бедной экономике с недостаточным потенциалом роста возвращение к нормальной жизнедеятельности человека маловероятно: его капитал наверняка будет низким и, следовательно, приведет к ограниченному стимулированию приобретения благ и товаров;
  • образование, которое является движущей силой роста, в малоразвитых странах на невысоком уровне;
  • активация миграции из этой экономики будет означать увеличение бедности и необразованности населения.

Учитывая, что только часть из образованных жители эмигрировала бы, вполне может быть, что в итоге средний уровень образования оставшегося населения возрастет.

Изображение взято из открытых источников Яндекс. Картинки
Изображение взято из открытых источников Яндекс. Картинки

Этот результат получается при рассмотрении модели "утечки мозгов ", т.е. когда труд неоднороден и когда в нем задействовано только самое большое число людей. При этом фиксируется общество с однородным составом рабочей силы и обратными миграциями.

Цель такого исследования носит как теоретический, так и эмпирический характер.

Образование является дискретным процессом, это не непрерывная переменная. Кроме того, предполагается, что неопределенность в отношении того, какие возможности будут у человека на родине, повышает возможности будущей миграции.

Вместо того чтобы рассматривать фактор роста в зависимости от доли образованных в остальном населении, специалисты обнаружили, что "захват мозгов" снижает темпы роста эффективного производства.

При благоприятной обстановке в стране человеческий капитал остается в экономике и, следовательно, не приводит к постоянному сокращению численности населения.

Согласно мнению о том, что утечка мозгов наносит вред неквалифицированным людям, оставшимся в стране происхождения, это на самом деле те профессионалы, обладающие способностями среднего уровня, которые пострадали от миграции квалифицированных кадров.

Под "утечкой мозгов" мы подразумеваем миграцию инженеров, врачей, ученых и других высококвалифицированных специалисты, а не просто эмиграцию относительно небольшой части населения, высокообразованной по сравнению со средним уровнем образования.

Выгодная утечка мозгов возникает тогда, когда доминирует уникальный эффект, т. е. когда средний уровень человеческого капитала в экономике выше открытого для миграций, чем в экономике без миграционных возможностей.

Наконец, в эмпирическом ключе специалисты протестировали прямое влияние миграций на образование и его косвенное влияние на экономический рост.

Это первая попытка предложить эмпирическое обоснование гипотезы о том, что страны с сильной экономикой не сталкиваются с проблемой миграции, влияющей на многие показатели развития общества.

Рассматриваемая модель представляет собой небольшую открытую экономику с пересекающимися поколениями жителей.

В первом периоде агенты имеют возможность распределить между собой часть времени на образование.

Изображение взято из открытых источников Яндекс. Картинки
Изображение взято из открытых источников Яндекс. Картинки

Во втором периоде они поставляют фиксированное количество труда и производительности, когда взрослые зависят от инвестиций в человеческий капитал.

Гетерогенность вводится с учетом того, что в каждом отдельном случае в течение определенного периода времени молодые люди проявляют различные способности к обучению.

Экономический рост обусловлен передачей человеческого капитала от поколения к поколению: он передается молодым людям в полном объеме и представляет собой унаследованный человеческий капитал последнего поколения.

Наука
7 млн интересуются