Найти в Дзене
Сундук знаний

Скрытая гениальность Анны Марии Моцарт

Оглавление

В 1829 году английская писательница Мэри Новелло посетила стареющую Анну Марию Моцарт, сестру знаменитого композитора. Она была шокирована тем, что увидела. Анна Мария была слаба, изможденна и едва могла говорить. Одинокая женщина была печальным зрелищем. В том же году, Анна Мария скончалась в возрасте 78 лет, и была похоронена в своем родном городе Зальцбург, Австрия. Однако Новелло ошиблась. Внешний вид был обманчив и старая женщина не была бедной, она оставила позади большое состояние, но решила жить экономно.

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/08/24/01/57/mozart-904374_1280.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2015/08/24/01/57/mozart-904374_1280.jpg

Детство

Анна Мария, известная по прозвищу Наннерль, родилась летом 1751 года у Анны Марии и Леопольда Моцарта. Ее мать вела нелегкий образ жизни, поскольку ее семья в молодости обеднела и была вынуждена жить на пенсию. Анна Мария постоянно болела. Не смотря на то, что она привлекла Леопольда своей красотой, брак был омрачен несчастьем - они потеряли пятерых детей в раннем возрасте.

Когда молодая Наннерль, в возрасте семи лет, села перед клавесином и начала играть, за ней сразу же последовал ее младший брат Вольфганг. Мальчик был на четыре с половиной года младше ее. Наннерль была изобретательна и добра, а Вольфганг обожал ее. Они придумали секретный язык, только они могли говорить и мечтать о воображаемом королевстве под названием Back, где они правили вместе как король и королева.

Когда Наннерль стала достаточно взрослой, чтобы научиться играть, Вольфганг захотел сделать то же самое. Вольфганг был очень молод, чтобы начинать свое музыкальное образование, но у него было преимущество - сестра, готовая выступать в качестве помощника и учителя. Оба ребенка быстро преуспели.

К 1762 году, Леопольд считал, что два его вундеркинда готовы работать концертмейстерами. Их мастерство было доказано, когда во время визита в Вену, они играли за императрицу Марию Терезу при императорском дворе. Незамедлительно осознав возможности, которые подарили ему его двое детей, Леопольд не терял времени и быстро оттолкнул свои мечты об успехе, чтобы сосредоточиться на своих детях. В 1763 году он запланировал грандиозное турне, в ходе которого, музыкальный талант брата и сестры мог бы вызвать волну интереса в кругу самых влиятельных людей Европы.

Грандиозный тур семьи Моцарта длился три года, и вся семья отправилась в крупнейшие города Центральной и Западной Европы. Когда Леопольд планировал этот тур, он не думал о денежной прибыли. Большая часть полученной прибыли была направлена на роскошные условия жизни.

Леопольду нужно было многое доказать. Он хотел оказать влияние на весь континент, благодаря талантам своих детей. Сам он был назначен заместителем капеллмейстера или дирижером оркестра принца-архиепископа Зальцбургского и не собирался подниматься выше. Он мотрел, как другие люди возвышаются над ним в течение многих лет, но это была жертва, на которую он пошел, чтобы разглядеть что-то более ценное в его детях. Леопольд был полностью предан своим детям и был готов пожертвовать практически всем ради них.

Совместный труд

Для Наннерль этот опыт изменил всю ее жизнь. Ей было всего 11 лет, и девочка при этом смогла увидеть и испытать на себе то, что мало кто другой видел за всю их жизнь. Музыка мгновенно изменила ее жизнь и хотя расписание ее отца было напряженным и утомительным, она обожала играть на княжеских дворах, которые они посещали.

Не смотря на то, что именно Вольфганг, получил самые высокие оценки, в большинстве выступлений, главным лицом шоу была Наннерль. Умение играть произведения, написанные мастерами, привело к тому, что ее назвали "виртуозной", "одаренной" и "гениальной". Она поражала публику по всей Европе от Мюнхена до Парижа, от Лондона до Цюриха.

Между ними было одно принципиальное различие. После детства, проведённого с мамой, которая во всем слушалась мужа, Наннерль научилась очень хорошо делать то, что ей говорят. Вольфганг напротив - был свободен творить.

Во время экскурсии под Лондоном в 1764 году, Леопольд заболел и двум детям было приказано держать это в тайне. Воспользовавшись случаем, Вольфганг отправился к своей ближайшей подруге - сестре, и попросил ее записать первую симфонию.

Нельзя знать наверняка, принадлежала ли эта симфония Наннерль. Однако маловероятно, что он попросил бы свою сестру быть тайным писарем. Он обожал и боготворил ее. Естественно, было какое-то соперничество между ними, но он уважал ее способности.

В конечном счете, это произведение принадлежит Вольфгангу, и важно признавать его дар и таланты даже в столь юном возрасте. Но нельзя игнорировать влияние и роль сестры в его музыкальном развитии, особенно в годы становления, будь то в качестве композитора или просто источника вдохновения в те ранние годы.

Взросление

К сожалению, эти отношения столкнулось с внезапнымы и серьезнымы проблемами. В 1769 году Наннерль исполнилось 18 лет, это означало, что она достигла брачного возраста, а это, по мнению ее отца, означало окончание творческой карьеры.

Интересно, принял бы Леопольд это решение, если бы у него не было сына? Он принял это решение и мы никогда не узнаем, насколько бы развились способности Наннерль, если бы у нее была сцена для их исполнения. Что касается общества, то для маленькой девочки было бы неплохо путешествовать и выступать, но для женщины это было бы скандальной жизнью. Леопольд не мог рисковать репутацией своего талантливого сына. Пока отец и сын путешествовали по Европе и играли с выдающимися зрителями, Наннерль оставалась дома со своей матерью.

Не смотря на то, что они были разделены, тесная связь между ними была очевидна. Вольфганг в шутку называет ее "лошадиным лицом" и писал ей с тем же непристойным юмором, что и его ближайшим спутникам. Примечательно, что он присылал ей композиции и ждал ее одобрения.

Жизнь Наннерль вдали от брата

Наннерль была вынуждена наблюдать, как ее младший брат путишествовал пока она томилась дома, но, похоже, она не испытывала неприязни и обид. Самое впечатляющее и свидетельство ее духа заключается в том, что, хотя очарование сцены было отнято у нее, Наннерль не переставала предаваться музыке. Вольфганг не только присылал ей произведения для исполнения, но и доказал, что она сама написала свои собственные.

Для Наннерль стало жизненно важным найти избранника. Она была сильно влюблена в человека по имени Франц Арманд д'Иппольд, но этот союз закончился безрезультатно, и вместо этого она вышла замуж за дважды вдовца Иоганна Баптиста фон Берхтольда цу Зонненбурга, у которого уже было пять детей от его предыдущих браков. Причина, по которой оба любовника не поженились, неизвестна, но популярная теория заключается в том, что Леопольд не дал своего согласия. Либо он не одобрил союз, либо предпочел, чтобы Наннерль осталась в качестве хозяйки дома после потери жены.

Семейная жизнь

Наннерль, наконец, переехала из семейного дома в Сант-Гильген, сельский город к востоку от Зальцбурга, чтобы жить со своим новым мужем. Ее семейная жизнь была непростой. Ей пришлось заботиться о пятерых малообразованных приемных детях, и, хотя ее брат прославился, она полагалась на помощь отца. Леопольд был очень предан своей дочере. Он покупал ей все необходимое и платил за музыку ее брата, которую ей присылали. Когда она навещала отца, он собирал вместе музыкантов, чтобы она могла играть с ними.

Эта тесная связь с отцом еще больше отдалила брата и сестру. Именно благодаря тому, что Наннерль сохранила многие произведени Вольфганга для фортепианных концертов, они сохранились и до наших дней.

Летом 1785 года Наннерль родила своего первого ребенка, сына, которого назвала в честь своего отца. Она вернулась домой в Зальцбург для родов, а когда вернулась на Сент-Гильген, она не взяла мальчика с собой. Леопольд хотел растить ребенка сам, сначала на несколько месяцев, а затем и на неопределенный срок. Не исключено, что Леопольд увидел в внуке шанс снова вырастить музыкального гения, и он начал давать ему музыкальное образование с самого раннего возраста.

Последние годы жизни

Леопольд умер в 1787 году, и Наннерль пришлось жить своей собственной жизнью без его поддержки. Уход такой сильной и центральной фигуры их жизни, опустошил брата и сестру. Вольфганг и Наннерль в юности писали друг другу бесчисленные письма, а к 1788 году они полностью прекратили общаться.

В 1801 году, муж Наннерль умер, и впервые она освободилась от влияния и приказов мужчин. Вместе с детьми она вернулась в Зальцбург и зарабатывала себе на жизнь преподаванием уроков музыки.

Вольфганг умер от таинственной болезни в 1791 году. Она написала статьи для его биографии и предоставила много смешных историй о брате, которого знала и любила. Несмотря на то, что она так же неодобрительно относилась к жене Вольфганга, как и ее отец, она "закрыла на это глаза", чтобы поработать с Констанцей над биографией своего брата. Вместе эти две женщины сыграли огромную роль в сборе и передаче музыкальных источников.

Нам есть за что благодарить Наннерль. Она отдала всю свою личную жизнь, чтобы увидеть, как ее младший брат получает заслуженное внимание и, скорее всего, помочь своему любимому отцу достичь того, что было его жизненным делом - создать музыкальную легенду.