Найти тему
Archaelogy

Письмо с Мертвого моря

Жизнь в занятом оазисе

Природные ресурсы суши и моря поддерживали процветающую еврейскую общину на протяжении более тысячелетий
(Duby Tal / Albatross / Alamy Stock Photo)Раскопки на месте Эйн-Геди, открытого оазиса на бесплодном и скалистом западном берегу Мертвого моря, выявленного деревней, которая сохранилась с 7-го века до нашей эры до византийского периода.
(Duby Tal / Albatross / Alamy Stock Photo)Раскопки на месте Эйн-Геди, открытого оазиса на бесплодном и скалистом западном берегу Мертвого моря, выявленного деревней, которая сохранилась с 7-го века до нашей эры до византийского периода.

Мертвое море включает самую низкую точку на Земле, на высоте более 1400 футов ниже уровня моря, и лежит в длинной и узкой пустынной долине, которая проходит через Израиль, Иорданию и Западный берег. Само море имеет глубину около 1000 футов и покрывает более 200 квадратных миль, но его вода слишком соленая, чтобы поддерживать любую жизнь, кроме микроскопических бактерий. Названный «морем» на нескольких языках, включая иврит и арабский, этот водоем на самом деле является внутренним озером, питаемым в основном рекой Иордан на северном конце. Зеленые оазисы пальм и пресноводных источников усеивают землю вокруг Мертвого моря, но местность в основном бесплодная и каменистая, а горы растут вдоль восточных и западных берегов.

Несмотря на суровые ландшафты, люди тысячелетиями жили на берегу Мертвого моря, отчасти благодаря ценным минералам, которые можно добывать из его воды и грязи, а также морским транспортным путям и торговым связям, которые оно обеспечивает. Расположенное всего в 20 милях от Иерусалима, Мертвое море играло важную политическую и экономическую роль на Ближнем Востоке, по крайней мере, с седьмого века до нашей эры, когда лодки, нагруженные солью, битумом и зерновыми культурами, вероятно, вначале бороздили свои воды, их груз предназначался для Порты Иерусалима, Иерихона и Средиземноморья. «Мертвое море постепенно становится тем местом, где люди видят, что они могут заработать много денег», - говорит лондонский археолог Королевского колледжа Джоан Тейлор. «Экономические ресурсы, от соли до асфальта и от того, что выращивалось вокруг нее в оазисах, невероятно значительны.

Одним из мест, где археологи обнаружили обильные свидетельства длительной связи людей с этим уникальным водоемом, является Эйн-Геди, самый большой оазис в регионе, который охватывает более 250 акров на западном берегу озера. Здесь группа под руководством археологов Орита Пелег-Барката из Еврейского университета в Иерусалиме и Гидеона Хадаса из Университета имени Бен-Гуриона в Мертвом море-Арава обнаруживает останки еврейской деревни, которая процветала более тысячи лет. Как прямое следствие правления целого ряда держав, в том числе ассирийской, вавилонской, персидской и римской империй, все из которых были сильно инвестированы в экономику деревни, жители Эйн-Геди пожинали плоды своей необычной среды - пышного оазис с легким доступом к минеральным богатствам Мертвого моря. «Это может быть самое красивое место в мире, - говорит Хадас, - но все это связано с окружающей средой и ресурсами. Вот что приводит людей сюда ».

Сезон раскопок 2019 года, который завершил 16-летнее исследование жилищ и других сооружений времен Второго Храма и Византии, основанных на более ранних раскопках, восходящих к 1960-м годам. Эти предыдущие раскопки обнажили останки, датированные более 6000 лет, включая древний храм, десятки домов, еврейские ритуальные бани, византийскую синагогу и сельскохозяйственные террасы, но также оставили много вопросов. Во время самых последних раскопок команда стремилась понять больше об экономике деревни и торговых связях, а также о том, как она выдержала хаотичные последние годы древней провинции Иудеи и ее возможное включение в состав Римской империи.

В начале седьмого века до нашей эры группа пришельцев построила деревню из каменных и глиняных домов и мастерских на склоне холма под руинами храма Гассулия. В 1960-х годах израильский археолог Бенджамин Мазар из Еврейского университета обнаружил на месте керамические изделия - и идентифицировал еврейские имена на личных печатях с печатью - что указывает на то, что Эйн-Геди был израильской деревней. Это было началом более 1000 лет почти непрерывной еврейской жизни там.

(Предоставлено Сарой Тота Стаб)
(Предоставлено Сарой Тота Стаб)

Каменная микве, или еврейская ритуальная баня, в деревне Эйн-Геди датируется концом 2-го или началом 1-го века до нашей эры.

Деревня была одним из нескольких новых поселений, построенных к востоку от Иерусалима, тогдашней столицы еврейского королевства Иудеи и лояльного вассального государства Ассирийской империи. Поселение в Эйн-Геди было частью тенденции расширения Иудеи, вызванной необходимостью обрабатывать больше земли и обеспечить доступ ассирийских правителей к Мертвому морю и его минералам. Слова «для царя», отпечатанные на многих сосудах, найденных на месте, дают понять, что центральное правительство в Иерусалиме контролировало экономику, которая опиралась на производство фиников, зерна и соли.

Эта тема расселения и развития будет продолжаться на протяжении большей части истории Эйн-Геди. «Всякий раз, когда ответственный режим стабилен, мы видим, что Эйн Геди растет», - говорит Хадас. «Строительство сельскохозяйственных террас, создание мастерских и поиск рынков для товаров требует инвестиций и связей». Однако, как и во многих районах Иудеи, останки Эйн-Геди говорят о разрушительном вавилонском вторжении в конце седьмого века до нашей эры, когда царь Навуходоносор вышел из современный Ирак и осадил Иерусалим и его окрестности, добавив их в свою растущую империю. Археологи обнаружили слой пепла этого периода в Эйн-Геди, свидетельствующий о том, что он был хотя бы частично разрушен. Поскольку только часть поселения была раскопана, однако, не ясно, насколько тщательным было разрушение,

В шестом веке до нашей эрыахеменидские персы, которые базировались в Персеполе, в том, что сейчас является Ираном, пришли к власти в регионе и завоевали большую часть бывшей вавилонской империи, включая Иудею. Эйн Геди снова процветал. Мазар и его команда обнаружили многочисленные печати тюленей эпохи Ахеменидов на ручках банок. Неясно, заняли ли потомки исконных жителей поселение, или это были новоприбывшие, кто признал его потенциал. «Мы не можем точно сказать, когда люди вернулись в Эйн-Геди или это были те же семьи, что были здесь раньше», - говорит Хадас. «Но Иудея была сравнительно небольшой провинцией, и люди считали это местом, где они могли зарабатывать на жизнь». Похоже, жители деревни вели зажиточную жизнь, наполненную дорогими импортными предметами, в том числе керамикой из Галилеи, Иордании и Греции, и стеклянные подвески, вырезанные в форме человеческих лиц из Финикии. Имеются данные об использовании египетской косметики, например, тюбиков Коля и зеркал с бронзовой отделкой.

Жители Эйн-Геди, однако, не хотели останавливаться на берегу, чтобы зарабатывать на жизнь за счет щедрости Мертвого моря. Радиоуглеродное датирование однорукого якоря, обнаруженного Хадасом из торчащей из грязи на берегу озера, подтвердило, что оно датируется восьмым-шестым веками до нашей эры, намного старше, чем другие якоря в основном римской и византийской эпох, которые были обнаружены в или возле сайта за последние два десятилетия. Предлагая самые старые археологические свидетельства плавания по Мертвому морю, якорь, вероятно, принадлежал простому тростниковому водному кораблю того типа, который использовался в то время в других местах региона, в том числе на реках Тигр и Евфрат, говорит Асаф Орон из Университета Хайфа. Он объясняет, что этот якорь может быть доказательством того, что в шестом веке до нашей эры Местные жители, такие как жители Эйн-Геди, сначала плыли по водам озера, чтобы собрать битум, который просачивался со дна Мертвого моря и имел множество применений в древности. Минерал использовался в регионе в качестве добавки к цементу, в качестве водостойкого покрытия для корзин, в качестве краски для украшения сосудов и в качестве бальзамирующего агента при мумификации. Археологи обнаружили битум, иногда хранящийся в банках, датируемый почти всеми периодами оккупации Эйн-Геди.