Найти тему
Хутор Щепетнёвка

Афочка и Комиссар Швейк

– Пражский Орлой вчера были остановлен, причина не сообщается. Разочарованные пражане и многочисленные туристы собрались на Староместной площади и требуют объяснений, – Толстячок сложил «Лидове Новины». – Вот и все новости, достойные внимания.

Пражский Орлой (куранты). Фотография автора.
Пражский Орлой (куранты). Фотография автора.

Афочка вильнула хвостом, я же просто подумал, что визит пана Швейка, комиссара пражской полиции, не за горами.

И точно – не прошло и четверти часа, как пан Швейк уже сидел в гостевом кресле.

– Дело, конечно, пустяковое – но только на первый взгляд.

– А на второй? – спросила Афочка.

Афочка. Фотография автора.
Афочка. Фотография автора.

– Куранты наши – самые древние из действующих, это знают все. Но не все знают, что любая поломка их оборачивается бедствиями для Праги, для всей Чехии, и даже, не побоюсь сказать, для всей Старой Империи. Примеров тому, по счастью, немного, часы ломаются редко, но и война с Наполеоном, и выстрелы в Сараево, и Мюнхенский сговор случились в тот же месяц, когда в механизме были замечены неполадки.

– Какие же неполадки в механизме обнаружены сейчас?

– Механизм исправен, в том-то и дело. Но стрелки застыли и не двигаются.

– Но тогда вам нужен часовщик – проверить крепление стрелок, может, смазать, может, наоборот, закрепить.

– Часовщик, пан Новотный, всю ночь трудится на башне. Он-то и сообщил, что исчезли Смерть и Рыцарь. А вот это совсем уж нехорошо.

– Смерть и рыцарь?

– Позвольте, я расскажу, – вмешался в разговор Толстячок. – Помимо прочего, каждый час Орлой показывает маленькое представление. По обе стороны циферблата выходят фигурки, среди них – Смерть и Рыцарь. И теперь, как я понимаю, их нет.

– Совершенно верно, нет, – сказал комиссар Швейк.

– Украли? Любители редкостей, думаю, готовы заплатить немалые деньги, чтобы поместить в своих замках или катакомбах подобные сувениры, – предположил я.

– Мы рассматриваем эту возможность, – без энтузиазма сказал Швейк.

– Но, полагаю, опасаетесь другого, – не спросила, а уточнила Афочка.

– Конечно. Сувениры что, сувениры – неприятность, и только, поставил копию, да и ладно.

– Так поставьте! – сказал я.

– А если они обидятся?

– Кто?

– Рыцарь и Смерть? Вернутся, а место занято?

– То есть вы хотите сказать, что они ушли сами? Каменные фигуры?

– Не каменные, а деревянные. Ну да, ушли. Улетели. Переместились. Переселенье душ тоже не исключаю. Это же Прага.

– Тогда что ж, тогда даже и не знаю, – протянула Афочка.

– Неужели ничего невозможно сделать? – пан Швейк говорил спокойно, но это было спокойствие смертника.

– Почему нельзя? Можно.

И мы поехали в трактир «У чаши».

– Трактир нынче не тот, – предупредил комиссар Швейк.

– Но сосиски там подают? – спросила Афочка.

– Сосиски подают, – согласился Швейк.

– А что смиховское на пильзенское сменили, так мы трезвенники, все трое, – успокоила комиссара Афочка.

– Вы туда уже заходили? – Швейк внимательно посмотрел на Афочку.

– Вы заходили. А я учуяла.

И вот мы в трактире.

Трактир "У чаши" (U kalicha по-чешски) Обработка фотографии сделана автором
Трактир "У чаши" (U kalicha по-чешски) Обработка фотографии сделана автором

– Собакам нельзя! С мышами нельзя! Брысь! Слезай, а то полицию позову! – зашумел официант, когда я вскочил на стол. Но Толстячок только отмахнулся, Афочка же вообще не удостоила официанта вниманием. А пан Швейк схватил наглеца за ухо и, крепко держа, что-то прошептал, отчего официант побледнел, рухнул на колени и так, на коленях, уполз на кухню, откуда вскоре вернулся с тарелкой шпикачиков, которую поставил перед Афочкой, после чего уполз, не смея показать спину.

– А мы? – спросил я.

Тут как тут другой официант. С большим блюдом, на котором были самые разные колбаски – валашские, тальянские, шалупарские.

Я-то едва надкусил, а Толстячку – радость.

Дверь открылся, и вошел высокий бледный пражанин с большой шахматной доской, прижимаемой левой рукой к телу. А в правой у него был меч палача. Без острия, не колет, а только рубит.

– Итак, все в сборе, – сказала Афочка. – Смерть есть, рыцарь есть, зрители тоже есть, можно начинать. А можно и подождать.

– Простите, где рыцарь? И кого мы будем ждать? – спросил комиссар.

– Рыцарь – это, конечно, вы, пан Швейк. И не отрицайте, что со вчерашнего дня вы чувствуете себя, скажем так, необычно.

– Не отрицаю. Но остается второй вопрос – кого мы будем ждать?

– Я думаю, что ждать мы не будем, потому что ничего хорошего от прихода Голема ждать не придется.

– Голем идет сюда? – хором спросили Рыцарь и Смерть.

– Ну, а куда же ему ещё идти? Только он не в шахматы играть будет, а устроит очередное безобразие, бессмысленное и беспощадное.

– Пусть только попробует, – Смерть положил шахматную доску на соседний столик, а сам взялся за меч как положено, двумя руками.

– При всём уважении, пан Смерть, неживые вне вашей компетенции.

Смерть вздохнул:

– Вот так всегда. Только захочешь сделать что-нибудь доброе…

– Ничего, я и один справлюсь, – сказал пан Швейк.

– Вы полагаете, что Рыцарь может одолеть Голема? – спросил Смерть.

– Рыцарь не знаю, а комиссар полиции точно может.

И через десять минут у трактира был взвод полицейских и водометная машина.

А еще пять минут спустя пришел Голем.

Что это была за битва! Полицейские так и летали по небу, Смерть и Рыцарь тоже не сидели без дела, Голем, смываемый водомётом, раз за разом падал и вставал, и только Афочка с Толстячком ели сосиски и колбаски. Ну, и я немножко. Очень за наш «Серебряный призрак» переживал. Нравился мне автомобиль, чего уж скрывать. В нём я себя чувствовал порой английским лордом, порой вождём мирового пролетариата, который тоже был неравнодушен к шикарным авто. Но Рыцарь, он же пан Швейк, постарался, и ни полиция, ни Голем и близко не подошли к автомобилю.

Наконец, Голем был связан добротным манильским канатом, упакован в бронезьянник и увезён в неизвестном мне направлении. Верно, в глиняный карьер.

– Это даже лучше шахмат, – сказал Смерть.

– Как посмотреть, – в битве комиссару порвали китель, фуражка тоже куда-то делась, но в целом он держался бодро. – Вот не пойму, столько лет Голем стоял статуй статуем, изображая Карла Маркса, и вот нате – пришел, увидел, нахулиганил. С чего бы это?

Карл Маркс в Карловых Варах. Обработка автора.
Карл Маркс в Карловых Варах. Обработка автора.

– Мир немножко свихнулся, – объяснила Афочка. – Ну, и фея Гертруда руку приложила.

– Царица троллей? Она в Праге?

– Теперь и не знаю. Я думал, что она далеко, на острове Рудольфа. Потом пошли слухи, что она наоборот, вдруг отправилась в Африку. А теперь… Нет, в Праге её нет. Пока. Но с вождём саламандр стоит посоветоваться.

– Мы посоветуемся, – сказал пан Швейк.

– Мы обязательно посоветуемся, – подтвердил пан Смерть, забирая шахматную доску. – Этой же ночью.

Толстячок съел последнюю колбаску, и теперь нам ничего не мешало вернуться домой.

– А часы, – вспомнил я. – Пражский Орлой, как с ним быть? Рыцарь, Смерть, и всё такое…

– Поставим дублей. У нас в мэрии есть отличный 3D-принтер, пусть поработает, – ответил пан Швейк.

– Вы думаете, он сможет точно изобразить пропавшие фигурки?

– Орла нашего дона Земана он изобразил вполне пристойно, – сказал пан Смерть.

Милош Земан, президент Чехии. фотография из открытых источников.
Милош Земан, президент Чехии. фотография из открытых источников.

Интересно, что бы это значило? Смерть иногда выражается так, что мороз по коже.