...в его биографии было множество белых пятен и темных страниц, но именно он придумал дедуктивный метод и стал родителем всей американской разведки...
Алан Пинкертон. Его имя стало синонимом сыщика, легендарное сыскное бюро Пинкертона, основанное им почти 170 лет назад, существует и сейчас, а детективы до сих пор пользуются его методами дедукции.
Он родился 25 августа 1819 года в шотландском городе Глазго. Его отец Уильям Пинкертон был сержантом полиции, или попросту - тюремщиком. Никаких особенных достижений служба ему не принесла, и на семейном совете было решено, что Алан не станет идти по стопам отца, а пойдет учиться бондарному ремеслу. Бочки в Шотландии тех времен пользовались небывалым спросом, так как в стране процветали многочисленные большие и маленькие винокурни, вина и виски разливались в бочки и ждали в них своего времени. В 12 лет Алан начал осваивать азы ремесла изготовления бочек и стал неплохим бондарем.
Но что такое быть простым бондарем, даже если и очень хорошим, если вокруг бурлят революционные страсти и организовываются всевозможные протестные движения?! Бочки не стали для 20-ти летнего Алана препятствием, и он присоединился к движению сопротивления властям. Молодой Пинкертон активно влился в ряды протестующих, а со временем и вовсе стал одним из местных лидеров. Британские власти, естественно, не разделяли взгляды мятежников и начались аресты. Алана тоже ждал арест и место в той самой тюрьме, где некогда трудился во благо закона его отец, уже к тому времени ушедший в мир иной. На дворе стоял 1842 год, Алан только что женился на молоденькой хористке Джоан Карфрай, но вместо медового месяца они решили уехать в Северную Америку, в противном случае молодоженов неизбежно разлучил бы арест молодого супруга-революционера, уже объявленного в розыск.
В апреле 1842 года чета Пинкертонов погрузилась на судно, отбывающее в Монреаль. Уже миновав Северную Атлантику, возле берегов Канады корабль с новоиспеченными супругами попал в серьезный шторм, сбился с курса и был выброшен на рифы. К счастью, команда судна сработала профессионально, и жертв у этой катастрофы не было - все пассажиры на спущенных на воду шлюпках благополучно добрались до берега. До Монреаля Пинкертоны добирались уже на другом судне, где от попутчиков Алан услышал об американском городе Чикаго и решил, что именно Америка - страна его возможностей, жить и работать нужно там, а не в Канадском Квебеке. Быстренько убедив жену в том, что бочки в Америке нужны везде, всем и всегда, а бизнес бондаря принесет им небывалый доход, Пинкертоны отправились покорять Чикаго.
Чикаго встретил их грязными улицами и покосившимися домишками, захудалыми магазинчиками и злыми зимними ветрами озера Мичиган. Но шотландцев не напугать американской непогодой и Алан нашел себе место бондаря на местной пивоварне, зарплата была вполне удовлетворительной.
В соседнем с Чикаго городке Данди бочки пользовались каким-то особенным спросом, а цена на них была выше, чем где-либо. Алан узнал об этом и тут же решил открыть свое дело. "Своим делом" стала маленькая мастерская «Единственная и неповторимая бондарня Пинкертона в Данди». Она разместилась в стареньком сарайчике, где Алан работал один, не покладая рук с раннего утра и до поздней ночи, не зная выходных и праздников. Местные фермеры были рады сотрудничеству с Пинкертоном: его бочки были высокого качества и дешевле, чем в других местах. А еще Алан никогда не нарушал сроков изготовления заказов и предоставлял рассрочку оплаты. Бондарный бизнес Пинкертона стал приносить заметные финансовые успехи, и на смену маленькой мастерской пришел заводик с десятью рабочими... Это было как очень кстати, так как в семье Алана и Джоан родился первенец Уильям, а вскоре появились близнецы Роберт и Джоан. Успешный бизнесмен, Пинкертон был сторонником отмены рабства и под прикрытием своего бизнеса Алан часто помогал переправке беглых рабов из южных штатов.
Однажды Пинкертон отправился в близлежащий лесной массив за сырьем для своего производства и совершенно случайно обнаружил там странное пустое логово. Следы пребывания людей заинтриговали его, и он несколько ночей подряд тайком наблюдал за этим местом. Его интерес привел к тому, что он выследил группу фальшивомонетчиков. Немедля он сообщил об этом местному шерифу и вдвоем они устроили засаду и арестовали бандитов. Чтобы выйти на след главаря Пинкертон предложил полицейским схему, в которой он должен был стать "покупателем" фальшивых долларов на весьма крупную сумму. Расчет Алана оказался верным: главарь проглотил приманку и прибыл в назначенное место с огромным чемоданом фальшивых купюр, где и был схвачен, а позднее и привлечен к суду.
На волне успеха в разоблачении банды фальшивомонетчиков шериф немедля предложил Пинкертону место следователя. Гены своего отца-полицейского дали о себе знать и Алан согласился. Семья Пинкертонов переехала из Данди в Чикаго, где будущий великий сыщик встал на службу закона и порядка Америки и уже к концу 1848 года стал самым лучшим следователем в Чикаго по числу раскрытых преступлений.
Население Америки быстро увеличивалось за счет приезжающих за американской мечтой, росли не только города, но и преступность в них. Малочисленный штат полиции не справлялся с охраной правопорядка в Чикаго, к тому же полицейские зачастую были ленивы и трусливы. На их фоне умный и решительный, неподкупный и обладавший крутым нравом Пинкертон был безусловным авторитетом в городе.
Работа Пинкертоном была увлекательной и любимой, но занимаемая им должность полицейского детектива не могла обеспечить достаточный материальный уровень жизни его семье, в которой подрастали двое сыновей и дочка. Некоторое время Алан даже задумывался над тем, чтобы вновь заняться бондарством, но вовремя нашел компромисс, который позволил ему заниматься любимым делом, приносящим достойный доход. Он решил, что пришло время открывать свою сыскную контору. В 1850 году он уволился из полиции и снял офис из двух комнат в деловом центре Чикаго. На двери он повесил вывеску «Детективное агентство Пинкертона» (Pinkerton National Detective Agency). И стал работать на себя. Вопреки широко распространенному мнению, агентство Пинкертона не было первым детективным агентством в Америке, но конкуренции между такими конторами практически не наблюдалось в связи с их малочисленностью.
Репутация умного, принципиального, бесстрашного и несгибаемого служителя закона позволила Пинкертону достаточно быстро обзавестись клиентами. Сотрудники подбирались тщательно и исключительно с высоким уровнем интеллекта и профессиональным подходом к сыску. Немудрено, что в скором времени детективное агентство Пинкертона стало лучшим в стране.
В 1856 году, за 40 с лишним лет до того, как в американскую полицию стали принимать на службу женщин, Алан Пинкертон принял в свое агентство на работу Кейт Уорн. 23-летняя вдова откликнулась на объявление в газете о работе в агентстве, тем самым немало удивив Пинкертона. Но разумный и дальновидный Алан быстро сообразил, что женщина-детектив обладает многими преимуществами перед мужчинами-детективами: она способна проникнуть туда, куда мужчинам никогда не попасть, и выведать то, что мужчине и не снилось. Например, завоевать доверие жен и подруг преступников и узнать их секреты. Кейт очень быстро оправдала доверие Пинкертона и стала весьма незаменимой в детективной деятельности агентства, а в скором времени возглавила его женский сыскной отдел. Одним из самых громких расследований с участием Кейт стало дело, результатом которого было предотвращение убийства президента Линкольна во время его посещения Балтимора. Расследуя многие дела, Алан и Уорн выдавали себя за мужа и жену. Ходили слухи, что они были тайными любовниками. Кейт Уорн умерла в январе 1868 года от пневмонии, у ее постели находился Пинкертон. В последний путь ее проводил тоже именно он, она похоронена в семейном склепе Пинкертонов на кладбище Грейсленд в Чикаго.
Метод следствия Пинкертона был необычным для правоохранителей того времени - его оперативники добивались доверия подозреваемых или обвиняемых с целью получить от них доказательства их вины. «Цель оправдывает средства, если эта цель - правосудие» - говорил Пинкертон. Но при этом обязывал своих агентов относиться к преступникам как к людям, «способным на нравственное возрождение», призывал помогать им «подняться, чтобы, когда они возвращались в эту жизнь, у них было желание начинать сначала».
Либеральные взгляды на следствие не мешали гениальности Пинкертона в криминалистике, не смотря на то, что как наука, она еще не сформировалась в те времена.
Пинкертон разработал целую систему следственной дедукции - системного подхода к разрозненным доказательствам, который способствует вычислению "картинки" преступления и личности самого преступника. В основу борьбы с организованной преступностью был положен метод "подсадной утки" со всеми его переодеваниями, гримом и прочими атрибутами театральности. В деятельности своего агентства Пинкертон немедленно применял все технические новинки и достижения прогресса. Как только появилась фотография, он сразу же начал создавать картотеку преступников - по его требованию агенты аккуратно вырезали фото из газет и раскладывали их по папкам, систематизируя их. Его коллекция криминальных фото уже к началу 1880 года была самой большой в мире. Свои методы расследований он описывал в книгах, некоторые из методов взяты за основу в своей работе Федеральным бюро расследований (ФБР), созданным в Америке только в 1908 году.
Вот так и получилось, что великим детективом стал политический иммигрант-бондарь из Шотландии, попавший в Америку в 23 года.
Сыновья Пинкертона Уильям и Роберт также работали с отцом. Агентство успешно развивалось, были открыты отделения в Нью-Йорке и Филадельфии. Детективы Пинкертона не только успешно боролись с преступниками всех мастей, но и собрали огромное досье на правонарушителей. Они участвовали в поимке грабившего федеральные банки и компании Джесси Джеймса, лидера "Дикой банды" Буча Кэссиди, члена "Дикой банды "и грабителя банков и поездов Санденса Кида.
С годами сыновья Алана взвалили на свои плечи значительную часть отцовских забот, и это дало возможность стареющему детективу уделять работе меньше времени. В 1882 году с ним случился инсульт, после которого он прожил еще 2 года. Его жизненный путь закончился 1 июля 1884 года в Чикаго. После смерти Пинкертона агентство не прекратило свою деятельность - Уильям и Роберт продолжили дело своего великого отца.
Алан Пинкертон всегда гордо заявлял, что не берет взяток и не идет на сговор с преступниками. Он не боялся браться за самые запутанные дела, от убийств до финансовых махинаций, и почти всегда он и его агенты одерживали победу над злоумышленниками. Эмблема детективного агентства Пинкертона в виде зоркого глаза и девиз «Мы никогда не спим» стали символами неподкупного сыщика. Преступники уважительно недолюбливали Пинкертона. «Мы вас, если понадобится, из-под земли достанем» - любил пугать их великий детектив.
SECURITAS - богиня безопасности и стабильности, которой поклонялись древние римляне. Она покровительствует охранному гиганту из Швеции Securitas AB, названному так в ее честь. Эту компанию в далеком 1934 году организовал Эрик Филип-Сорренсен и в настоящее время размах ее деятельности достиг невероятных размеров: ее представительства есть в 52 странах, а общее количество персонала превышает 300 тысяч человек. В 2003 году Securitas AB купила агентство Пинкертона. Теперь оно является дочерним предприятием Securitas AB и работает под названием Pinkerton Consulting & Investigations, офисы компании расположены не только на американском континенте, но и в Европе и Азии, оказывая услуги в сфере консалтинга, личной охраны, проверки нанимаемых работников, охраны предприятий, борьбы с промышленным шпионажем и терроризмом.
Всем спасибо за внимание!
Благодарю за ваши лайки и подписки!
До новых встреч в "Играх Разума"!