Найти тему
Лыжная классика

Vasaloppet 2019. Долгая дорога в Мору

Королевский шведский лыжный марафон Васалоппет. Самая массовая и самая престижная лыжная гонка из числа тех, к участию в которых допускаются любители. Впрочем, и в мире профиков победа в Васалоппет ценится очень высоко, уступая, наверное, только медалям чемпионатов мира и Олимпийских игр.

А еще это целых 90 километров. Цифра заоблачная и трудно поддающаяся осмыслению.

Я давно знал, что когда-нибудь покорю Васалоппет. Еще в то время, когда толком не бегал классикой. Знал, что без Вассы вся эта моя история покорения марафонов Worldloppet явно не будет полноценной. И вот в 2017 году, пройдя Марчалонгу и пробежав ультрамарафон на Siberman, я понял, что вполне готов к многочасовому прохождению сверхдлинной дистанции. Решение было принято, я зарегистрировался на сайте Васалоппет и стал ждать марта 2018 года, когда откроется регистрация.

Как бы это не смешно звучало, но регистрацию я пропустил. Этому было много причин, как объективных, так и не очень. Весной 2018 года размеренный ход жизни вдруг заколбасило и на горизонте замаячили серьезные изменения. Какое-то время казалось, что «Проект Васалоппет» вообще будет поставлен на паузу с немалой долей вероятности переноса на более поздний срок.

-2

Тем не менее, с июня я, как и планировал, встал на лыжероллеры и начал накатывать даблполинг, а заодно и укреплять все те части тела, которые в нем задействованы. Нудно и методично я накатывал километры асфальта, мысленно сравнивая свои пройденные 10, 20, 30 км с васалоппетовскими 90 и офигевая от этого сравнения.

К осени я решил все жизненные и карьерные вопросы, и цель покорить Васалоппет вновь стала актуальной. Спасибо ребятам из I Love Skiing и Russialoppet, которые помогли мне решить вопрос со слотом. Я продолжал крутить колеса лыжероллеров, а с появлением первых трасс перешел на лыжи и очень порадовался тому, какую базу заложил за лето.

Тренер кемеровской I Love Skiing Илья Бобров написал мне детальный тренировочный план, а Юлия Иванова и Алексей Мироненко визуально корректировали мою технику непосредственно во время тренировок.

Всю зиму я бегал только классику. Даблполингом – плоскач в Мещерском, и традиционным диагональным классическим стилем – по холмам в Красногорске и Битце. Я здорово подтянул технику и неплохо укрепился физически. А пробежав главный контрольный старт – 50 км в Пересвете – я, наконец, утвердился в мысли, что способен и на большее.

-3

Последние недели перед отъездом носили уже подводящий характер. Объем тренировочных нагрузок постепенно уменьшался, а на первый план выходили организационные вопросы – прежде всего логистика. Неприятным сюрпризом стало то, что мой попутчик Костя Сопин повредил на Марчалонге руку и отказался от идеи бежать Васалоппет. Но, тем не менее, решил поехать в Швецию туристом, чтобы прочувствовать на себе атмосферу самого крупного в мире лыжного марафона.

Интриги добавлял и прогноз погоды. С середины февраля шведские метеорологи обещали на дату гонки дождь. Поэтому до последнего момента не было ясно, где и каким образом готовить лыжи. К тому же, был и такой нюанс, что в местные шведские сервисы по экологическим соображениям не готовят лыжи высокофтористыми порошками. В итоге было решено, что скользяк мне сделает Лёша Мироненко здесь, в Москве, а колодку на держания я буду готовить уже в Швеции.

Мы внимательно отслеживали прогноз погоды. За пару дней до вылета дождь из него исчез и сменился на снег, а ожидаемая температура воздуха поползла вниз. Слава Богу, мне не придется 90 километров елозить по лужам!

Лёша выжидал изменения в шведском прогнозе до самого последнего момента, очень долго и скрупулезно возился с моими лыжами, и в итоге привез мне их уже в половине первого ночи перед вылетом. «Это будут самые быстрые лыжи», – сказал он.

Я знал, что так оно и будет.

-4

При выборе места проживания мы остановили свой выбор на Реттвике, расположенном в 30 километрах от Моры. Главная причина этого решения в том, что в Море огромные проблемы с выбором жилья, а точнее – с его отсутствием. И без того небольшой городишко буквально трещит по швам от количества понаехавших лыжников, что весьма пагубно отражается на ценнике. К примеру, за те же деньги, на которые я один вольготно жил в двухместном номере на не самой дешевой Марчалонге, здесь я мог себе позволить только койко-место в общем помещении хостела на 18 персон.

В Стокгольме мы взяли напрокат автомобиль и отправились в Реттвик, где нас ждал простенький, но недорогой и спокойный двухместный номер в местном отеле. Совсем рядом с нами располагался спортивный магазин с сервисом по подготовке лыж. Здесь же неподалеку жил главный лыжник I Love Skiing Велимир Назарычев с ребятами. Дорога до Моры занимала не более 20 минут. Мы были свободны в перемещении и не связаны никакими логистическими и организационными проблемами.

-5

В первый вечер мы сгоняли на Экспо в Мору за стартовыми пакетами и сувенирами, затем поужинали в гостях у Велимира и компании, и договорились насчет завтрашней совместной легкой предстартовой тренировкой.

Утро субботы встретило нас идеальной погодой: яркое праздничное солнце, небольшая прохлада и невероятно быстрый снег, который слегка плавился на солнце, но не таял, а превращался в сверхскоростную ледянистую массу.

Покататься мы решили по трассе завтрашнего марафона примерно в 15 километрах от финиша рядом с деревней Ладе. Погода шептала, лыжи несли сами, в подъемы удавалось залетать в несколько толчков палками – все было идеально. Казалось, что завтра также даблполингом легко и непринужденно будет пройден весь марафон. На секунду появилась надежда, что обещанный на день гонки снег не выпадет. Ну а вдруг?

-6

После тренировки заехали в сервис и сдали лыжи на подготовку мазью держания. Местный сервисёр предупредил, что не будет слепо полагаться на прогноз погоды, а подождет её реального изменения, и поэтому отдаст лыжи только вечером. И действительно, к обеду небо затянуло, а вечером поднялся ветер, несущий с собою обещанную непогоду.

Мы забрали из сервиса лыжи, ненадолго сгоняли к Велимиру на углеводный макаронный ужин, вернулись к себе в отель, и уже к 9 вечера погасили свет, ибо времени на то, чтобы выспаться оставалось не так много.

Маршрут Васалоппет проложен между городами Сален и Мора, которые находятся в 90 км друг от друга. Это накладывает определенные логистические нюансы.

Например, ты можешь поселиться около старта и тогда у тебя будет возможность подольше поспать пред гонкой. Но в этом случае тебе придется после финиша добираться обратно: либо на машине по пробкам (а ты не можешь загадать, как ты будешь себя чувствовать после 90 км на лыжах) или на автобусе, который по тем же самым пробкам будет ехать целую бесконечность.

Или ты заселяешься недалеко от финиша и, в этом случае, после гонки достаточно быстро попадаешь в душ и постель, а затем чистый и отдохнувший можешь отметить успешное завершение марафона. Но при этом нужно понимать, что встать утром в день старта придется очень и очень рано – чтобы успеть умыться, позавтракать, собраться, доехать до старта (помним про 90 км по пробкам), переодеться и занять свое место в стартовом кластере.

-7

Поскольку мы жили недалеко от финиша, то просыпаться пришлось в половине третьего ночи. Первым делом я выглянул в окно и увидел свежевыпавший снег. Его было немного, но достаточно, чтобы изменить в худшую сторону скольжение лыж. А самое главное и самое неприятное заключалось в том, что он продолжал идти. Не сильно, но достаточно стабильно и равномерно покрывая собой шведские просторы.

Специально для участников Васалоппет в отеле был организован ранний завтрак в 3:00. Я плотно покушал, взял приготовленные с вечера инвентарь и экипу, прыгнул в машину и к 3:45 был на парковке около финиша в Море, где занял едва ли не последнее оставшееся место.

К четырем часа подъехали ребята на минивэне. Я перегрузился к ним, и мы поехали в Сален. В пути мы провели около двух часов. За первый час шустро проехали примерно 75 км, а оставшееся время мы провели в пробке на подъезде к Салену и поиске свободного места на бесконечной парковке около старта.

Васалоппет – это поистине эпическое событие, масштабы и размеры которого нужно учитывать, и везде иметь время с запасом. Например, чтобы трусцой добежать от машины до своего кластера и обратно уходит до 20 минут. Также минут 20-30 следует закладывать на поход в туалет, который еще нужно найти. На самые банальные вещи уходит уйма времени. Поэтому те два часа, которые у нас оставались до старта, пролетели незаметно.

-8

Мы пожелали друг другу удачи и разошлись по своим стартовым местам. В кластере снимаю разминку и упаковываю её в мешок, который сдаю здесь же волонтерам. Немного разминаюсь, растягиваюсь. Пять минут до старта. Встаю в лыжи и переминаюсь вперед-назад, чтобы мазь не прилипала к снегу. Закрываю глаза, вспоминаю мартовскую регистрацию годичной давности, месяцы подготовки, лыжероллеры, бег, лыжи, Битцевский лес, Мещерский, тренеров, ребят из I Love Skiing, перелет, переезд, Кемерово, Москва, Стокгольм, Реттвик. Весь этот бесконечный круговорот событий прямо сейчас спроецирован в одну точку.

Точнее – в звук выстрела стартового пистолета.

Поехали!

Взмывают ввысь баннеры, которыми разделены стартовые кластеры. Начинаю потихоньку расталкиваться. Сначала почти пешочком, затем все быстрее и быстрее. Многотысячная толпа постепенно набирает скорость. Километровая стартовая поляна позади, поворачиваем направо и вот он – легендарный первый подъем, то самое «бутылочное горлышко», о заторах в котором ходят легенды. 

Лыжная элита пролетает этот подъем даблполингом – на одних руках. Простые смертные из седьмого кластера, вроде меня, шагают в него больше получаса. Мы то идем пешком, то совсем останавливаемся. Трасса постепенно сужается. Подъем достаточно крутой, поэтому будущие покорители Васалоппета периодически проскальзывают и спотыкаются. Я стараюсь держать хрупкие карбоновые палки поближе к себе, чтобы их никто не оттоптал и не сломал. В один момент вообще убираю палки между ног и начинаю толкаться ими промеж лыж.

Через километр с небольшим начинается выполаживание, темп подъема в гору вновь начинает расти, и вот, наконец, появляется долгожданная возможность скользить по снежной глади. Мы выбираемся в поля. Настало время настоящего марафона.

В начале гонки километровые столбики, отсчитывающие расстояние до финиша, показывают сюрреалистичные цифры: 87, 86, 85… Мозг даже не пытается как-то их осмыслить или проанализировать. Ты просто понимаешь, что впереди долгий путь и отрешаешься от километража. И фигачишь, фигачишь, фигачишь. Спокойно и равномерно. Не пытаясь даже на копейку залезть в долг к ресурсу своего организма.

Я не спортсмен. Хоть и имею первый разряд по лыжным гонкам, но даже спортсменом-любителем считаю себя с очень большой натяжкой. Поэтому я изначально понимал, что на дистанции проведу очень много времени. Понятное дело, что на таких сверхмарафонах загадывать результат – дело неблагодарное. Тем не менее, ориентиром для меня был результат 8 часов. Если же я буду чувствовать себя хорошо, а погода поможет, то, возможно, финишировать удастся быстрее.

Погода не помогла…

Выпавший ночью и продолжавший ненавязчиво идти снежок сделал и без того разбитую впереди идущими лыжниками трассу еще более кашеобразной. От вчерашней жесткой лыжни не осталось и следа. Приходилось постоянно прыгать из лыжни в лыжню в поисках более приемлемого варианта.

Думаю, нет смысла говорить о том, что скольжение не было и близким к тому, что я ожидал. Хотя, честно говоря, на спусках я был гораздо быстрее, нежели лыжники вокруг меня. Это означало, что приготовленный Алексеем скользяк работал максимально продуктивно для этих неблагоприятных условий. И, тем не менее, мне было тяжелее, чем я предполагал.

Добравшись до первого пункта питания я обнаружил, что с планом на еду я допустил большую промашку. Если быть точнее, то данного плана как такового у меня не было. Я просто взял с собой в путь несколько гелей, а в остальном понадеялся на организаторов. Я совершенно не изучил меню, о котором орги предупреждали. Я честно и искреннее надеялся на полноту и разнообразие ассортимента: шоколад, вафли, курагу и бананы – как это было на Марчалонге или Кёниг Людвиг Лауф. Каково же было мое удивление, когда я увидел на столах гостеприимного Смагана только кисель и хлеб.

Какой же я идиот!

Ничего ведь не стоило заранее изучить меню и бросить в сумку пару-тройку шоколадок. Я люблю шоколад, он очень здорово заряжает меня энергией и придает сил. Не были бы лишними и пара фруктовых батончиков. Чуть больше внимания и поход в ближайший магазин вчера могли заметно улучшить мне жизнь сегодня. Увы. Своей безалаберностью я оставил себя в этом многочасовом путешествии только с киселём, хлебом, а также гелями, которых много не съешь. Зашибись я подготовился...

Первую тридцатку я прошел почти за три часа. Если вычесть из него почти 40 минут стояния в стартовом подъеме, то получался неплохой, в принципе темп, позволявший мне рассчитывать на итоговый результат в пределах 8 часов. Для меня это было бы неплохо. На некоторое время даже показалось, что снегопад подутих и вот-вот обещает прекратиться.

А затем началась подъемная часть маршрута. Сначала 5 километров перед пунктом питания в Рисберге, затем еще 3 после. Я полз в эти горки, думал о том, что название Risberg созвучно с английским Rising (подъем), вспоминал песню «Risin’ High» от некогда обожаемых H-Blockx и следил за техникой попеременного хода: прокат вперед, перенос массы тела, задавливание колодки, отталкивание и вновь по кругу. Я бегаю классику в более жестких лыжах, нежели подходят моему весу. Делаю это специально. Это дает мне возможность сочетать наличие мази держания (необходимого при попеременном ходе в подъемы) и максимально эффективного скольжения (на спусках и при даблполинге на равнинных участках). Но, в то же время, такая схема очень требовательна к технике при подъеме попеременным ходом.

На отметке 50 км до финиша в голову приходит мысль: «Чувак, ты как бы уже слегка подзадолбался, а ведь впереди еще целый полтинник. По сути, марафон только начинается».

Действительно. Все только начиналось. В полях между Рисбергом и Эвертсбергом поднимается холодный ветер и началась метель. На открытых участках трассы становится зябко на грани дискомфорта. Натягиваю повыше бафф. Лыжню активно посыпает свежий снег. Скольжение становится все хуже и хуже. Лыжники выстраиваются цепочкой, идущему во главе которой отводится незавидная роль бульдозера. 

Честь и хвала организаторам. В один из моментов вижу едущий настречу ратрак. Отходим вправо, он чистит трассу слева, обнажая вчерашний сверхскоростной снег. Перепрыгиваем влево и резко увеличиваем скорость по быстрой лыжне. Запаса хватает километра на полтора. Дальше уже вновь все переметено. Снег прибывает очень быстро.

Неожиданно резко подступает голод. Правильно говорят, есть и пить во время дистанции нужно не дожидаясь голода и жажды. Увы, с питанием я пролетел. Наступает жесткая расплата. Еще через полчаса она превращается в жестокую. Ближайший пункт питания находится в Оксберге, перед ним подъем, а я уже совсем пригорюнился. Позади 60 км. Я в пути уже больше шести часов. Хорошего результата уже точно не будет.

Подъем перед Оксбергом оказывается неожиданно крутым. Чувствую, что техника разваливается, и я банально не задавливаю колодку настолько, чтобы мазь вцепилась в снег. Перехожу на ёлочку и забредаю к очередной порции киселя с хлебом. От гелей уже воротит. Качу со спуска и вдруг слышу впереди: «Чоколат». Какой-то мужик с полной тарелкой ломаного шоколада протягивает мне огромный кусок. На ходу его хватаю и заталкиваю в рот. Холодный и твердый он через несколько минут начинает таять во рту, превращаясь в мягкую субстанцию, которая будто бы напрямую впитывается в мозг и разливается по мышщам. Вот меня глючит то.

Силы прибывают и дальше становится чуть проще. Трасса постепенно становится все более пологой, километраж оставшейся дистанции продолжает стабильно убывать. И хотя я и не сомневался ни на секунду в том, что доберусь до финиша, тем не менее, на душе становится все спокойнее и спокойнее. На время уже не обращаю внимание. Понимаю, что итоговый результат будет далеко не тем, на который я рассчитывал. Но это уже не столь важно. 

Последним пунктом питания марафона стал спонсорский пункт сети заправочных станций Preem, реклама которого красовалась на моем стартовом номере. Ох, не зря я вёз на себе это название! Подкатываю к пункту и вижу: горячий сладкий чай, а рядом огромные блюда с Chokladbollar – национальными шведскими шариками из шоколада, какао и кокосовой стружки. Вслух произношу что-то восторженно-матерно-нечленораздельное, откладываю в сторону палки и снимаю перчатки. Несите все, что у вас есть. Мы изволим откушать!

Съедаю два или три пирожных, выпиваю пару стаканов чая. Понимаю, что жизнь прекрасна, надеваю палки и впрыгиваю в пролетающую мимо пачку. Мы работаем достаточно уверенно и весьма слаженно. Поочередно пашем во главе группы и регулярно меняемся. Одну за другой настигаем и сжираем группы более медленных лыжников. Кто-то из них перекладывается к нам, но большею частью это несчастные с пустотой в глазах и без должного запаса сил. Они будут добираться до финиша на морально-волевых. Наш же поезд летит на максимальной скорости.

Проскакиваем то место, где мы вчера катались. Бог ты мой. Это было всего лишь вчера, а кажется, что уже очень и очень давно. Будто бы совсем в другой жизни. В такие мгновения ты понимаешь, что время – действительно величина относительная. И сейчас оно причудливо исказилось и обернуло тебя собой так, что ты буквально выпал из реальности.

Начинает смеркаться. Один за другим появляются указатели, обозначающие, что Мора уже совсем рядом. Мы выскакиваем из леса. Слева и справа возникают какие-то домики, школа, футбольное поле, замерзший пруд. Впереди виднеется шпиль церкви. Примерно с неё начнется финишная прямая. 

Наша группа как-то разом разваливается. Предчувствуя скорый финиш, те, у кого остались силы, включают свои последние резервы.

Вот он – момент, к которому я шел в течение девяти месяцев, начиная с того июньского утра в Парке Веры Волошиной, где я впервые надел лыжероллеры.

Запрыгиваю в последний мостик, скатываюсь вниз, занимаю крайнюю правую лыжню, в которой мне никто не будет мешать, и начинаю молотить. Впереди возникает яркий свет, обретает свои очертания финишная арка, все громче становится голос диктора. Вдоль трассы стоят люди, которые что-то весело кричат. На глазах проступают слезы, лицо растягивается в довольной улыбке. 

Финишная прямая – это всегда большое и ясное ощущение счастья. Счастья от того, что ты смог. Справился. От того, что эти километры и эти месяцы были прожиты не напрасно. Ты проделал большую работу и вознаградил себя ощущением этого сладостного момента.

Делаю еще несколько отталкиваний. Вздымаю руки к небу.

Ну вот и всё! Я сделал Васалоппет.

Гармин показывает итоговый результат 9:22.55 – как к нему относиться я еще не знаю. Конечно, я рассчитывал на более высокие цифры. Значительно более высокие. Но почему-то думать о них не хочется. По крайней мере, сейчас. Душу переполняет радость от сделанного – успешного завершения этих 90 км, этого долгого пути в несколько месяцев.

-9

На финише встречает Костя. Рассказывает, что Велимир, Макс и остальные ребята уже финишировали. А он меня дождался и даже снял финиш на видео. Чертовски приятно! Становится зябко, ноги слегка подкашиваются, надо куда-то идти.

Как марафон начинается задолго до старта, так и завершается он много позже пересечения финишной линии. На Васалоппете после финиша нужно сдать лыжи на хранения, сесть в автобус и проехать на нем пару километров за мешком с оставленными на старте вещами, затем вернуться обратно, переодеться, поставить штамп в паспорт Worldloppet, найти на парковке машину, сесть за руль и поехать в Реттвик.

В автобусе рядом со мной садится пожилой швед, смотрит пару минут в одну точку, а затем говорит, что это был самый сложный Васалоппет за последние 20 лет. На его памяти хуже было только один раз в конце 90-х, когда во время гонки шел дождь.

Киваю ему в ответ, бормочу что-то нечленораздельное и ободряюще пихаю его локтем. Он толкает меня в ответ. Улыбаемся друг другу.

Получаю вещи, достаю телефон. Звонит Лёша. Спрашивает, как лыжи. Офигенски, – отвечаю ему. Действительно, благодаря быстрым лыжам я имел возможность отдыхать на спусках и копить силы для работы в тяжелые переметённые подъемы.

Завершаю послефинишную суету. Грузимся в машину и едем в отель. Организм на удивление быстро приходит в себя. Вечером мы еще съездим к Велимиру, чтобы отметить финиш, на утро встанем в половине шестого, чтобы двинуть обратно в Стокгольм, а оттуда домой.

-10

Это была крутая история. Длинная, непростая и витиеватая, но невероятно захватывающая, а главное успешно завершенная.

Спасибо всем и каждому, кто помогал, тренировал и просто поддерживал меня. Вас много, и вы знаете, что без вас этот путь был бы гораздо более трудным и уж точно не столь интересным. 

Благодаря каждому из вас этот мир становится чуточку лучше!

Светлой памяти Алексея Мироненко.