С нарушениями прав потребителей рядовой россиянин сталкивается ежедневно. У нас редко покупаем недвижимость и автомобили, раз в 15 лет делают ремонт… А вот в магазины ходят часто — именно там потребители и сталкиваются с нарушением своих прав регулярнее всего.
Взять те же магазины одежды — компании терпеть не могут менять свои бракованные товары, которые вам «посчастливилось» купить. Отказывать они будут, что называется, до победного, выдумав уйму причин, лишь бы не отдавать вам деньги:
- у магазина свои внутренние правила (например, в примерочной может висеть объявление о том, что такой-то товар не подлежит возврату или обмену)
- вы сами испортили товар, а теперь пытаетесь переложить всю вину на магазин (эта причина лидирует, особенно если товар на гарантии)
- юридическое лицо компании сменилось (хотя название могло остаться прежним) — вам больше не с кем разбираться
Иногда нечестные на руку бутики по мере обрастания претензиями от покупателей закрываются, меняют юридическое лицо и открываются ровно на том же месте. Было бы смешно, не будь столь грустно, но часто они не меняют ни названия, ни штат — магазин точь в точь как прежний, но формально считается новым. Потребитель попадает в безнадежную ситуацию, где может рассчитывать только на благосклонность магазина. За свои же деньги, прошу заметить.
Что же в итоге делать, если вам отказываются менять товар? Записывайте:
- Если продавец вздумал вам отказать и говорит, что товар испортили именно вы, попросите его оформить отказ в письменном виде. Для красного словца можете добавить, что этого требует Общество по защите прав потребителей, в которое вы обратились. Зачастую действует весьма отрезвляюще.
- Если компания действительно сомневается в вашей честности, то решить вопрос очень просто — продавец может заказать экспертизу, которая установит, пользовались вы вещью или нет. Экспертиза стоит денег, поэтому такую инициативу от компании увидишь нечасто, но будьте уверены — о такой возможности они прекрасно знают.
- Помните правило верховенства закона — ни один внутренний регламент. правило или распорядок компании не могут ни стоять выше законов, ни, тем более, им противоречить. Поэтому та компания, которая гордо повесила у себя объявление о том, что возвратов она не делает, может его выкидывать.
- Если компания сменила юридическое лицо, это тоже не составляет проблемы. У любой организации есть устав, и любые изменения обязательно туда занесут. В этом случае знайте, что даже формально компания продолжает оставаться вашим продавцом.
- Если компания закрылась (объявив себя банкротом, например) и открылась заново — это беда. Вот в этой ситуации потребителю действительно нелегко - звучит так себе, но формально новая компания чиста со всех сторон. Все ваши претензии камнем повисли на старом юридическом лице, которого больше не существует. Но и здесь есть выход — попробуйте найти прямого производителя товара! Повезет, если производитель — российский. В этом случае требуйте уже с него, ссылаясь на Статью 18 Закона «О защите прав потребителей».
Вот и весь порядок действий. Кстати, законодательно закреплен перечень товаров, которые действительно нельзя ни отдать, ни обменять. На всякий случай добавлю этот перечень сюда, чтобы вы не требовали с магазинов то, чего, к сожалению, и правда требовать не можете.
Не подлежат обмену и возврату следующие товары:
- товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, лекарства
- предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки и пр.)
- парфюмерно-косметические товары
- текстиль
- провода, кабели и прочая аналогичная продукция, измеряющаяся в погонных метрах
- носочно-чулочные изделия, трикотаж
- ёмкости для хранения пищевых изделий
- бытовые товары
- мебель
- ювелирные изделия
- автомобили, суда, прицепная техника
- технически сложные приборы с определённым гарантийным сроком
- гражданское оружие, его части, патроны
- животные и растения
- печатные издания
С продавцов этих товаров вы можете требовать возврат денежных средств лишь в том случае, если они нарушили закон — не предоставили вам полную и достоверную информацию о товаре. Это и стоимость, и противопоказания, и утаивание того факта, что товар был в употреблении… Все причины перечислены в п.11 Постановления Правительства РФ №55 - к нему смело можно прибегать, если у вас возникли трудности.
Во всех ситуациях помните, что Закон «О защите прав потребителей» — самый совершенный. Он максимально защищает ваши права, полностью охраняет от обмана нерадивых компаний и всегда играет на вашей стороне.