Найти тему
Суровые варгеймы

Зима и финны. Игровой отчет и обзор настольной игры про Советско-Финскую войну.

Оглавление

Не красна зима финнами…

Мы с Дмитрием, сыграв два сценария для затравки, приступили к кампании в пресловутую и чрезвычайно небезызвестную у нас игру Red Winter, чтобы не теоретизировать по поводу нее по-пустому, а разобраться с ней на практике по-настоящему. Дмитрий играл за советскую сторону, а я опять-таки за финнов.

8 декабря

Советские войска мощною толпой выдвинулись из-за пределов карты и вытеснили финнов с моста Kivisalmi, пользуясь первоначальным моральным преимуществом. К ночи, однако, им пришлось разжечь костры, чтобы спастись от холода, причем те, кто этого не смог сделать, в массе своей пострадали. Финны устроили вялый ночной рейд, не слишком понимая его механику.

-2

9 декабря

На второй день советы, хотя и утратили моральный бонус, но с помощью чудовищной артиллерии 354-го артполка, продолжали теснить финнов до самого моста Hevossalmi, причем финнам пришлось оставить под непрестанным давлением гостиницу и, о ужас, даже гравийные ямы. Также советы начали внедряться на остров Kotisaari. Финны вспомнили про окапывание и стали строить мини-линию Маннергейма. Начали подходить советские подкрепления с другого конца карты, которые только и смогли развести ночью костры, остальные опять понесли потери от холода. А вот финны сходили в ночной рейд неподалеку и сами малость замерзли.

-3

10 декабря

На третий день подошедшие с другого направления советы полностью захватили остров Kotisaari и создали угрозу уже самой деревне Lutikkamökki. Финны “навалились на дверь” и с этой стороны, удержав линию, но о каком-то переходе в наступление пока и помышлять не смели.

-4

11 декабря

Финны, получив моральный бонус и усилившись достаточным количеством трехдюймовок с адекватным боезапасом, начали на четвертый день потихоньку атаковать, привлекая к атакам полковника Pajari, а советы стали сами окапываться, переходя в наступление только тогда, когда к этому была готова тяжелая артиллерия.

-5

12 декабря

Последний день прошел в том же ключе: финны пытались атаковать на второстепенных направлениях (по методу поиска пьяным ключей у фонаря), неся при этом потери от огня артиллерии, а ранее предпринятая попытка отбить остров Kotisaari кавалерийским наскоком по льду провалилась. Игра завершилась даже логически. Настало время считать победные очки.

-6

Финны удержали только деревни Tolvajärvi и Lutikkamökki, а также мост Hevossalmi и свой гекс снабжения. Остальные “территориальные” победные очки записали себе советы, которые за вычетом потерь (почти исключительно от ночного мороза, хотя один батальон был основательно расстрелян на льду озера) набрали 51 очко и одержали большую победу. Вся партия в кампанию продолжалась три с половиной часа.

-7

Что скажу в итоге? Безусловно, игру за финнов вполне можно улучшить, понятно, что им дана высокая скорость движения для фланкирования и всяческих забеганий, надо также лучше разобраться с ночными рейдами, но все это делать особенно-то и не хочется, потому что игра, как и некоторые из тех, вокруг которых у нас слышен треск и шорох, разочаровала, потому что ничего особенного из себя не представляет.

Конечно, к финнам в западных играх отношение особое: они являются частью священного мифа, который очень долго пестовался в качестве лекарства против страха перед Красной Армией: мол, простые северные парни отразили натиск азиатских орд, значит, и ты с друзьями из пивной по соседству тоже в случае чего справишься. Но к востоку от границы этот миф не оказывает должного впечатления просто потому, что финны дважды потерпели полное военное поражение, и только политические последствия оказались для них несоответственно мягкими. Поэтому на данную игру можно смотреть без всякого пиетета в этом плане и оценивать ее объективно, без мифологического флера.

В плюс игре можно записать вполне добротное качество, играбельность (в т.ч. и самой кампании, что нечасто увидишь), уместность некоторых сценариев, которые представляют собой кусочки мозаики из кампании и позволяют потренироваться в игре на разных ее этапах. Также это довольно старообразный варгейм без всяких новомодных карточек и маркеров активации. “Я хожу, ты ходишь” с таблицами влияния местности и результатов (разных видов) боя, зонами контроля и пр.

В минус однозначно можно записать раздражающе большой объем правил, совершенно не соответствующий масштабу разыгрываемого события. Одно дело, если бы это были правила серии игр, с помощью которых можно сыграть много партий, или если бы это была игра стратегического уровня, для которых по определению необходимы относительно большие правила. Но тут разыгрывается крошечное сражение на задворках финской войны, и это одиночная игра. Налицо диспропорция цели и средств. Есть также ощущение того, что игра пытается неудачно усидеть на двух стульях: для тактического уровня она слишком абстрактна, а для оперативного слишком мелковата.

Сама модель игры тоже вызывает смутные сомнения. Результаты боя, например, представляют собой число уровней потерь, которые можно заменять на отступления. В итоге фактически получается, что финны несут реальные потери только от советской артиллерии, а советы от мороза. Понятно, что надо проводить концентрические атаки, окружать противника зонами контроля и проделывать прочие ритуальные действия, чтобы выйти на решительные результаты, иначе просто будешь много раз бросать кубик без всякого видимого эффекта. В целом игровой процесс местами просто скучный.

Как всегда, моя благодарность Дмитрию за непреклонность в постоянном освоении новых игр.

Традиционные заметки на манжетах от Дмитрия

Традиционное спасибо Андрею за оппонирование и развернутую статью. В общем и целом игра выполнена на высоком уровне. Хорошая полиграфия,объемный плэйбук с внушительной исторической справкой и многочисленными сценариями, гибкая система включения дополнительных правил. Ряд моментов в игре отображен великолепно: рискованные атаки по льду, работа тяжелой артиллерии, ночные рейды финнов.

Но вот играть оказалось скучно. Зная возможности противоположной стороны, начинаешь заранее готовиться к их нивелированию. Оставлять часть войск на флангах и коммуникациях, атакуешь только с мощной артподготовкой. Все это,со временем начинает напоминать шахматы, а не варгейм. Рискованных действий игра не любит. Шанс поплатиться за них довольно таки велик.

Советы несут потери, в основном, от мороза, а финны от советской артиллерии. Обычные бои,как правило, не результативны,только если это не бои за победные локации.

Склонен согласиться с выводами Андрея и оценить игру следующим образом: пять баллов за форму, тройка с плюсом за содержание.

Если вы хотите узнать больше о подобных варгеймах вступайте в наш «Паблик о суровых варгеймах». В нашей группе много материалов по этим и еще многим другим играм. Если вы хотите ознакомиться с материалами или изготовить свой ПнП варгейм, добро пожаловать в наш архив.