В интервью радиостанции «Авторадио нынешний министр российской культуры Владимир Мединский, пояснил, почему министерство не выступило за запрещение проката в России картины Т.Филлипса «Джокер», ставшего лауреатом Венецианского кинофестиваля, несмотря на множество (по сообщению министра) обращений россиян с негативной оценкой кинопроизведения.
Как пояснил Мединский, народ массово требовал запрета демонстрации «пропаганды зла». С чем лично министр не согласен, хотя ему самому фильм тоже не понравился. Мединский считает, что решения о запрете показа кинокартины могут приниматься только на основании российского закона: если в картине демонстрируются призывы к свержению действующего троя, нетерпимость того или иного рода, порнография и т.д.
Гипотетически, российский фильм, аналогичный «Джокеру», в России не имел бы ни одного шанса на господдержку, подчеркнул министр. Хотя картина Филлипса при бюджете порядка 55 млн долларов только в США собрал более 250 млн. В то время, как 14 из 38 российских проектов, получивших с 2015 года более 100 млн рублей господдержки, не смогли окупиться в прокате. А самый дорогой для государственного бюджета фильм «Викинг», получивший на производство почти 730 млн рублей, отчитался об убытке в 738 млн рублей.
Понравился «Джокер» российскому министру культуры или нет – вопрос, к экономике отношения не имеющий. Зритель платит рублем, в том числе в государственную казну. И имеет право за свой рубль получить то, за что он его заплатил, а не за предпочтения чиновников. Вообще ситуацию с субсидирование отечественного кинематографа взяли на контроль в Счетной палате. В недавнем отчете по проверке целевого расходования государственных средств, сделан упор на непрозрачность и неясную регламентированность процесса выбора заявок на выделение государственного софинансирования от деятелей отечественного кино.
В связи с этим, ведомству предложили изменить и детализировать механизм выбора заявок и правила выделения субсидий. А также определиться более точно в ключевых показателях оценки собственной работы, одной из которых, несомненно, должна стать прибыль, которую принесут картины, созданные при государственной поддержке.
А для этого при отборе заявок, наверное, следует отказаться от субъективных оценок будущей картины, как в случае с «Джокером». «Ну, не понравился», - это не критерий отбора, тем более, на государственном уровне. Ведомство настаивает на собственном видении «нужд зрителя», хотя уже можно было понять, что числовые показатели прибылей и убытков говорят об оторванности этого видения от реальности.