Сама королева Виктория попросила Конан Дойла «воскресить» Шерлока Холмса, сброшенного автором в бушующую бездну водопада Рейхенбах в «Последнем деле Холмса», рассказе который был опубликован в декабрьском номере популярного журнала «Стрэнд». «Меня уже тошнит от этого имени» - воскликнул бывший врач, волею судьбы, ставший всемирно знаменитым писателем. В последние годы он даже не пытался скрывать ненависть к собственному детищу. Но за что такая немилость?
Успешный сыщик помог доктору
История успешного сыщика началась с полного отсутствия практики у начинающего доктора Артура Конан Дойла. Он потратил много времени и денег, чтобы стать бакалавром медицины, но сам по себе престижный диплом не приносил доходов. Потребность в деньгах росла с каждым днем, а звонок на двери маленького кабинета, обустроенного в скромной съемной квартире, упорно молчал. Пациенты не замечали присутствия новоиспеченного гения медицины.
Свободного времени была настолько много, что невостребованный врач перепробовал все известные ему способы бесцельного времяпровождения, чтобы придать своему существованию хотя бы какой-то жизненный смысл. Постепенно они становились всё изощреннее, и в какой-то момент Артур решил изложить фантазии на бумаге. В ходе словесных экзерсисов в его голове появился гениальный мыслитель, разгадывающий сложные загадки с помощью дедуктивного метода. Имя он позаимствовал у коллеги, успешно практикующего в соседнем квартале.
Первый законченный сюжет был романтически назван «Этюдом в багровых тонах». Немного подумав, Конан Дойл переслал его ближайшему издателю в надежде заработать хотя бы немного денег. Вскоре пришла хвалебная рецензия и деловое предложение о написании серии рассказов. Так, успешный сыщик помог «умереть» невостребованному эскулапу, но явил миру популярного писателя, наконец-то начавшего зарабатывать приличные деньги.
Спустя некоторое время «великий литератор современности» Дойл пришел к умозаключению, что негоже с его социальным статусом заниматься бульварным чтивом, кропая на коленках рассказики о Холмсе с Бейкер-стрит. Нужно поднять планку и взяться за написание монументальных произведений на историческую тематику, с которыми можно войти в вечность.
Однако, поклонники его творчества соглашаться с подобными метаморфозами наотрез отказались. Если каждый новый рассказ о Холмсе, опубликованный в журнале, увеличивал его тираж в несколько раз, то талантливые, но относительно скучные исторические повести никого не интересовали. От этого Конан Дойл не просто злился – он пребывал в постоянной ярости, от которой не было спасения никому.
Нет персонажа – нет проблем
Навязчивые мысли об убийстве Холмса начали посещать Конан Дойла в 1891-м. Он испугался и поделился страхами с матерью, настойчиво прося сохранить откровения в строжайшей тайне. В одном из посланий написано: «Я готов убить Холмса, чтобы окончательно стереть этот образ из своей головы. Он пожирает мои мысли, необходимые для написания серьезных произведений». Мать была шокирована «кровожадностью» сына. Она писала в ответ: «Милый Артур! Не позволяй эмоциям управлять тобой. Если ты поддашься, то потеряешь мать…».
В 1893-м чета Дойл решила немного отдохнуть, набраться сил и подышать хрустально чистым воздухом швейцарских Альп. Среди множества осмотренных достопримечательностей был и знаменитый Рейхенбахский водопад.
По возвращении на Британские острова, писатель полон уверенности в правильности своего решения, окончательно сформировавшегося во время поездки. Он довольно быстро пишет новый рассказ о «Последнем деле Холмса», в котором бросает своих героев в пучину бурлящей воды.
Вся Англия замерла в томительном ожидании. Она не могла поверить, что любимого сыщика с Бейкер-стрит больше нет в живых. Его преданные поклонники уверяли, что автор работает над продолжением по ночам, поскольку далеко за полночь видели свет в окнах писательского особняка. Потом говорили, что новый рассказ уже в типографии и появится на прилавках со дня на день.
Они горько ошибались. Конан Дойл, отделавшись от навязчивого образа, наконец-то снял камень с души и с новой энергией погрузился в работу над масштабными произведениями.
В некий момент британцы осознали, что над их надеждами грязно надругались. В обществе началось брожение, постепенно перераставшее в «массовые беспорядки» и «акты неповиновения властям». Самые принципиальные поклонники Шерлока Холмса объединились и одновременно отказались от приобретения журнала, публиковавшего все произведения знаменитого автора. Десятки тысяч экземпляров оказались невостребованными, что поставило издательство на грань банкротства.
Часть активных читателей вышла на мирные пикеты, требуя «воскрешения» любимого героя. Еще больше народа надело нарукавные траурные повязки в знак скорби о детективе, «погибшем» в борьбе с вселенским злом. Было немало и тех, кто слал угрозы непосредственно автору, мол, убил сыщика – умри и сам.
Конан Дойл оставался равнодушным ко всему, что происходило вокруг его имени и принятого решения, и ничего не комментировал. Чтобы понизить градус напряженности в обществе, он в одночасье собрался и укатил в Южно-африканскую республику сражаться с бурами. Тысячами гневных писем и телеграмм, приходивших в поместье, попросту разжигали печи. Их никто не читал.
Говорят, что однажды среди вороха бумаг обнаружили конверт с королевскими вензелями, отправленный из Букингемского дворца. Внутри лежало короткое послание, начертанное на гербовой бумаге. Его автор спрашивал писателя о вероятной дате выхода нового рассказа о Шерлоке Холмсе, появление которого с нетерпением ожидает одна высокопоставленная читательница. Вполне возможно, что писал секретарь, но подпись королева Виктория поставила собственноручно.
Дойл попытался решить «королевскую проблему» посредством «Собаки Баскервилей», сюжетная линия которой, как бы предвосхищает все последующие повествования о похождениях сыщика. Повесть не имела успеха и плохо продавалась.
Поклонники его творчества продолжала настаивать на продолжении серии рассказов о Шерлоке Холмсе. Обстановка была невыносимой, поэтому Артур решил вновь «прокатиться» на фронт, так сказать, за новыми впечатлениями. Однако, на этот раз ему категорически отказали и вообще запретили покидать страну. В Европе бушевали пожары Первой мировой войны.
Наконец настал день, когда некогда успешный литератор остался без средств к существованию. Чтобы не наложить на себя руки, впору было вспоминать о базовой профессии врача. От суицида его спас один из издателей, предложивший 50 тыс. фунтов (целое состояние) за написание 13 новых рассказов о похождениях Шерлока Холмса. От таких предложений отказываться непринято, тем более, когда петля уже неприятно трет шею.
В общей сложности перу Артура Конан Дойля принадлежат 4 повести и 56 рассказов, непосредственно посвященных Шерлоку Холмсу. Последний рассказ он написал в 1927-м, а спустя три года скончался.
Сыщик с Бейкер-стрит продолжает жить своей собственной судьбой. Статистика уверяет, что его популярность с годами только растет. Этот вымышленный персонаж является не только героем множества художественных фильмов, но и состоит в реальном Королевском обществе химии. В Москве и в ряде других городов России и Европы стоят памятники Холмсу, а сам Артур Конан Дойл входит в тройку самых читаемых авторов планеты. Зря он при жизни так не любил свое детище, продолжающее сытно кормить очередное поколение его отпрысков.