В Париже уже можно сфотографироваться с новой скульптурой «Букет Тюльпанов» американского художника Джеффа Кунса, инаугурация которой прошла 4 октября 2019 года. По словам художника, он решил сделать городу символический подарок, выразив солидарность жертвам теракта 13 ноября 2015. Но подарок такой понравился далеко не всем, а у некоторых вызвал вздохи, стоны, ярость, приступы тошноты и просто непонимание.
Букет раздора
С первого взгляда работа потрясает : гигантская рука, весом в 33 тонны из бронзы и алюминия, размахивает гигантскими тюльпанами. Скульптуру собирали на заводе в Германии с 2016 по 2019 год, а мистер Кунс, как водится нынче в современном искусстве, ее лишь придумал. Сам скульптор вкладывал в подарок только добрый посыл : цветы символизируют жизнь, веселье и любовь. Критики же парируют : «Tulipan » с турецкого переводится как «тюрбан», цветы эти очень любили султаны, до того как они пришли в Голландию, и связан этот цветок с восточной культурой. К тому же в Голландии, тюльпаномания привела к спекуляциям и считалась цветком роскоши.
Что конкретно так раздражает всех?
Кроме сомнительного символизма, художники, политики, профессионалы и любители французской художественной сцены, в том числе Кристиан Болтански и Фредерик Миттеран критикуют проект по другим аспектам.
Блестящий и изобретательный художник в 1980—х годах, Джефф Кунс, с тех пор стал эмблемой индустриального искусства, эффектного, но спекулятивного. Его мастерская стала эмблемой «корпорации искусства». Предоставление такой дополнительной рекламы, и без того популярному художнику не французу, по мнению критиков проекта- неуместно.
Самым чувствительным тюльпаны, своей формой, напомнили букет анусов, которые тянутся к небу, а кто-то посчитал, что изображение будто оторванной гиперреалистичной руки выглядит цинично.
Оставшаяся в живых после теракта, Кэтрин Бертран, написала в своём твиттере:
«в то время, как некоторые люди изо всех сил пытаются выжить, и собрать свою жизнь по кусочкам, вы навязываете нам букет из цветных мини-колбасок к огромному удовольствию миллиардеров, инвестирующих в это деньги.»
Оказывается скульптура мало напоминает безвозмездный подарок и стоит 3,5 миллиона евро, точнее ее изготовление, монтаж и установка, ведь Джефф Кунс предоставил только рисунки своего шедевра. И это самый главный довод критиков проекта. Несмотря на то, что платили за цветные колбаски, не налогоплательщики, а спонсоры и меценаты, например Бернар Арно и Ксавье Ниль, которым благодаря такому вложению снизят налоги на 60 %, то есть они получат выгоду. Художник также отказался от своих прав на воспроизведение скульптуры на открытках и другом мерче. 20 % от вырученных средств пойдет на покрытие расходов технического обслуживания, а оставшиеся 80 % передадут семьям жертв террактов.
Много художников стремились поддержать жертв терракта — например Надя Вадори-Готье, которая танцует по минуте в день, начиная с 14 января 2015 года и «тем самым формулирует « акт поэтического сопротивления». Но, однако, эти сдержанные пожертвования врядли принесут такую финансовую поддержку пострадавшим, как самое «циничное и разочаровывающее современное искусство». А то, что европейцы резали и обманывали друг друга за редкие и дорогие клубни тюльпанов- вины Джеффа Кунса в том нет, как впрочем и турецких султанов. К тому же тюльпаны могут сформировать лицо Парижа, стать его эмблемой, а это уже потенциальный доход превышающий в десятки раз траты на скульптуру. В любом случае художник вызвал ещё одну дискуссию о значении искусства в современном обществе и его продажности. Make art, not war. ❤️