Финский зимний полигон White Hell - огромная вотчина компании Nokian на заполярных болотах Лапландии. Я привык ездить по тестовым трассам «Белого ада» за рулем европейских «паркетников» и не обратил внимания на огромный Ford Raptor, припаркованный у нашей гостиницы в Саариселькя – ничего необычного, в Финляндии много любителей американской техники.
Как же я удивился, когда увидел этот «трак» на ледовом кольце полигона White Hell обутым в новейшие покрышки Nokian Hakkapeliitta LT3 34.5/12.5R17 в дюймовой, или 315/70R17 в метрической системе маркировки!
Огромный «Раптор» плотно сидел «верхом» на бруствере в одной из «шпилек» трассы. Кто-то из коллег ошибся в повороте, или шины не так хороши, как расписывали на презентации? Сейчас проверим, только сначала нужно прицепить трос к полигонному ратраку, чтобы вытащить пикап из снежного плена.
Прыгаю за руль, включаю реверс и «американец» выскакивает на лед после первого же легкого рывка буксировщика. Матти Мори, знаменитый «Мистер Шина», сопровождавший нашу группу в качестве гида, дает отмашку – можно ехать! Взревывает многолитровый движок, тяжелый пикап мгновенно набирает скорость, и в первом же повороте будто заваливается набок на своей длинноходной подвеске – настолько силен контраст с «деревянным» Audi Q5, на котором я только что ездил по соседней трассе!
К тому же на баранке совсем нет обратной связи, легче определить положение передних колес по отклику ESP – система стабилизации не дает работать с газом при сильно вывернутых колесах, «указывая» водителю на ошибки. Хочешь ехать быстро – не «дрифти», распрямляй руль вовремя, а шипы найдут, за что зацепиться.
Разгон почти без пробуксовки, резкое торможение перед входом в поворот, снова газ на прямых колесах - Hakkapeliitta LT3 прекрасно держится за лед, мне показалось - даже лучше легковых «шиповок» Hakkapeliitta 9, в которые были обуты участвовавшие в тесте немецкие кроссоверы.
В теории это логично, ведь у LT3 и шип длиннее и протектор глубже. Жаль, что Nokian не выставляет для сравнения шины конкурентов, хотя в данном случае и сравнивать особо не с чем – зимних шипованных покрышек в больших типоразмерах мало, те же американцы привыкли шиповать АТ-резину, ну а в России суровые джиперы частенько обходятся одним комплектом МТ-покрышек круглый год.
Я бы, кстати, с удовольствием прокатился по льду полигона White Hell на внедорожных шинах Nokian Rockproof, которые мы тестировали в Южной Африке, их тоже можно ошиповать – в протекторе есть для этого отверстия. Но кроме «Раптора» в нашем распоряжении лишь Volkswagen Amarok на тех же Hakkapeliitta LT3. Что ж, и это неплохо – пикапов и внедорожников со схожими габаритами и массой у нас гораздо больше, чем заокеанских «монстров».
VW Amarok, на который я пересел после F-150 Raptor кажется пушинкой, руль отзывчив, реакции прозрачны – управлять им гораздо легче, поэтому я быстро отрываюсь от едущего следом «Форда», а потом и вовсе теряю его из вида в зеркалах. Встречаемся мы только на следующем круге, причем американский богатырь вновь сидит верхом на бруствере – значит все же сработал «человеческий фактор». Ну а к шинам Nokian Hakkapeliitta LT3 претензий нет – держак отличный, только законы физики они преодолеть не могут – в сугробе «Раптор» оказался потому, что водитель перебрал со скоростью, не отключил ESP, и система стабилизации не позволила мотору вытащить пикап из заноса.
Программа на ледовом кольце закончилась очень быстро – мы успели проехать на LT3 всего по паре кругов, так что впечатления пришлось добирать по пути на следующую локацию, где нас ждали VW Golf, обутые в шиповку Hakkapeliitta 9 и фрикционные шины Hakkapeliitta R3, хорошо знакомые нам по прошлогодней поездке на полигон. Наш конвой даже не выезжал на вычищенные до асфальта трассы – большинство дорог вокруг Саариселькя покрыты укатанным снегом.
Резкие торможения на таком покрытии не напрягают, тормозной путь короткий, можно держать обычную для зимы дистанцию за впереди идущим автомобилем и безопасно маневрировать. К тому же LT3 совсем не шумные, так что в целом картина зимнего вождения не отличается от дорогих легковых «шиповок» - не даром в Nokian причисляют Hakkapeliitta LT3 к «премиальным» шинам для легких грузовиков, да и стоят они немало.
На официальном сайте компании можно найти шестнадцать типоразмеров Nokian Hakkapeliitta LT3. Цена самых недорогих LT3 225/75R16 - 11 000 рублей за штуку, а за почти «тридцать пятые» 315/70R17 придется отдавать аж по 28 720 рублей. Что ж, безопасность никогда не стоила дешево, а Nokian Hakkapeliitta LT3 – это не только безопасность, но и намного более высокий уровень комфорта зимних путешествий на внедорожнике.
Немного теории.
Первое знакомство с шинами Nokian Hakkapeliitta LT3 многое оставило «за кадром». Чтобы узнать, как новые покрышки поведут себя в условиях настоящего бездорожья – в обледенелых колеях, на снежной целине, при сниженном давлении, мы обязательно возьмем их на тест, а пока – немного теории. Шины Nokian Hakkapeliitta LT3 разработаны для профессиональной зимней эксплуатации тяжелых внедорожников и полноприводных пикапов в условиях больших нагрузок.
Функциональная концепция ошиповки Arctic stud обеспечивает максимальное сцепление. Якорный шип с нижним фланцем новой формы и твердым металлическим износостойким элементом в виде звезды изготовлен из нержавеющей стали и не подвержен коррозии, что увеличивает срок службы шины. Благодаря нижнему фланцу шип имеет строго ориентированное положение. По сравнению с предыдущей моделью Hakkapeliitta LT2, новые шипы «выросли» в длину на 2 мм — до 12,7 мм.
Разработанная специально для эксплуатации в условиях больших нагрузок резиновая смесь Arctic Grip обеспечивает оптимальный расход топлива, устойчивость к порезам и длительный срок службы шин. Новый, агрессивный рисунок протектора способствует эффективному отводу снега и слякоти из пятна контакта. Протектор имеет более глубокие самоочищающиеся при движении канавки. По сравнению с предыдущей моделью, существенно улучшена управляемость и сцепление на льду и снегу. По краю шашек протектора шины расположены активаторы ламелей - широкая ламель открывает узкую, улучшая сцепление на скользких дорогах. На задней части шашек проектора расположены тормозные усилители с зубчатым рисунком, повышающие эффективность торможения на снегу.
Боковина шины усилена синтетическими арамидными волокнами, добавленными в состав резиновой смеси, что делает шину устойчивой к повреждениям и порезам. Запатентованный компанией Nokian Tyres индикатор износа на рисунке протектора показывает остаточную глубину протектора в процентах, а не в миллиметрах или в дюймах. Снежинка индикатора остается видна, пока глубина канавки составляет не менее 4 мм. Как только снежинка стерлась – шину нужно поменять. Глубина протектора новой шины - 13,5 мм, а для моделей с увеличенным (> 121) индексом нагрузки - 14,5 мм. Шины Nokian Hakkapeliitta LT3 доступны в 16 типоразмерах от 16 до 20 дюймов с индексом скорости Q (160 км/ч). Кстати, делают их во Всеволожске, на самом большом в России шинном заводе, который компания Nokian Tyres запустила в эксплуатацию в 2005 году. Мы побывали на заводе и еще покажем, как выглядит производство финских покрышек в Питере.
А пока рассказывайте в комментариях, на каких покрышках вы ездите зимой на своем внедорожнике и часто ли выезжаете на бездорожье. Это не дежурный вопрос, мне это на самом деле важно, ведь я ездил за рулем своего Daihatsu Rocky на 35-х Гудричах круглый год и зимой было очень страшно. Вот мой "трактор", ниже на фото. Атмосферный дизель 2.8, мосты от Nissan Patrol, переделанные на пружинную подвеску. Еще расскажу о нем. Подписывайтесь на АВТОТУРИСТ и ставьте лайк.
Будет интересно!