В прошлом выпуске я писала о козле отпущения как невинном человеке, на которого деструктивная группа перекладывает свои прегрешения и изгоняет его.
А бывает ли виновный козел отпущения, тот, кого изгоняют справедливо ? Хотя это и не козел в общепринятом смысле получается уже..
Очевидно, что это любой преступник, который понес заслуженное наказание.
Но и без уголовной ответственности пакостника может настигнуть кара.
Вообще говорить о ком-то с уверенностью, является ли он злонамеренным, гнилым, разрушающим людей вокруг - трудно. Одному покажется плох, другому - хорош.
Однако мне вспоминается случай, когда это было объективно верно.
После школы я недолго жила в рабочем семейном общежитии. Порядки там были более чем свободные - среди ночи, например, в комнату могли постучаться соседи и потребовать спички, заодно позвать присоединиться к их попойке. Грубоватые, простые, не сильно грамотные.
Одна ближайшая соседка - молодая женщина, говорливая, вечно с улыбкой до ушей, искательно заглядывающая в глаза при разговоре, была из породы тех, кого сейчас называют перверзными нарциссами, психопатами. Врала - как дышала. За короткое время, пока я там жила, она натворила мне много пакостей без всяких причин (я и была тихой книжной девочкой, никому не мешала). Достаточно сказать, что она рассказала одному обитателю общежития, что я его без памяти люблю и хочу, отчего мне потом пришлось пережить крайне неприятные ситуации с его домогательствами. Соседка невинно таращила глаза потом - так, мол, по тебе же это было видно. Это не могло быть видно - тот тип был мне неприятен. Но как это доказать ?
Муж у нее был - месяцами в разъездах, ребенок маленький. Соседка та принимала любовника (я была единственной, кто жил рядом ней в отсеке коридора общежития, и видела все), ребенок в это время выставлялся за дверь комнаты, его крики и стук им не мешали. Я отвлекала ребенка, как могла.
При этом соседка всем внушала, как она страдает с таким быдлом, как муж, которого она, звезда, осчастливила. Хоть тот ее и полностью содержал.
Это было просто какое-то исчадие ада.
Я была в тихой панике от наблюдений за соседкой. И даже не рассказывала никому об ее постоянном вранье, о том, как за спиной смеется над окружающими, их внешностью, манерами и разводит их, о попытках соблазнения мужей соседок, о воровстве, которое видела, и прочем. Вроде как с остальными-то соседями она была в хороших отношениях.
Оказалось, все не так просто. Внезапно муж соседки, вернувшись из командировки (про любовников ему кто-то рассказал), выставил ее за дверь, запретил приближаться к ребенку (кстати, я уверена, что таким "матерям" дети на самом деле не нужны, они им служат лишь средством, чтобы иметь благопристойный вид), без денег и, насколько знаю, даже одежды (им купленной) не отдал.
Несколько дней потом та соседка носилась по общежитию, ночуя где придется и убеждая всех, что муж ее выгнал из ревности, а сам виноват, долго был в командировках.
И вот очень важный момент. Тот ее муж, зная это, пытался при мне выразить свое мнение, хоть и довольно бессвязно (это действительно было трудно объяснить).
Но все сводилось к тому, что он возненавидел и выгнал ее НЕ ПОТОМУ, что она изменила, не потому, что что себя-сокровище у него из-под носа увела. Он с ней и быть-то не хотел. А потому, что она с ним, с ребенком - была. Потому что раньше выдавала себя за нормальную женщину.
То есть тут не было злодеяний мужа из ревности. Эти слухи о ревности распространяла сама соседка, следовательно, ей это было на руку, чтобы показать, как ее мужчина на самом деле хочет иметь в единоличной собственности. Иметь верного паразита))
Думаю, ненависть мужа существовала еще до того, как он узнал об изменах - ее измена была просто поводом выгнать эту сущность из своего дома.
И, очевидно, ненависть мужей к фальшивым, по натуре лживым, манипулирующим женам существует и при внешне благополучной жизни, когда таких эксцессов, как описано выше, не происходит. Просто такие чувства до поры-до времени не находят выхода.
Того мужа вдруг единогласно поддержали соседи, как я уже говорила, простоватые, пожалуй, наивные, не склонные к анализу. Соседку перестали принимать в других комнатах, говорили с ней сквозь зубы. Очевидно, они тоже были измучены пакостностью той соседки, какие бы уловки они ни применяла, чтобы скрыть это.
Вспоминаю ту свирепую решимость всех соседей и умиляюсь. Что-то было в этом такое, настоящее , природное, мощное.
Вот как в картине Ж.Л.Жерома "Истина, выбирающаяся из колодца".
Чем закончилось - та соседка (что характерно, имея все же какие-то права на комнату в общежитии) больше не появлялась там. Думаю, поняла, что никакие права ей тут больше не помогут. Знаю, что лишение родительских прав там произошло потом.
То есть - люди смогли определить подлинного деструктивного члена группы и изгнать его, сбросив с себя манипуляции.
И это здорово.