Что первым скупается в минуту тревоги и опасности? Соль, спички и мыло. Все просто. Но еще сравнительно недавно мыло в этот список не входило. Соль, трут с огнивом, но не мыло.
Мыло было довольно дорогим и элитным товаром в России. Для мытья в бане мыло не требовалось, пар, горячая вода с вениками позволяли не тратить лишних денег на мыло. Мыло было городской диковинкой.
Ситуация изменилась в 1860-е годы. Свое производство парфюмерии в Москве открыл француз Генрих Броккар. Не имея финансовых возможностей для производства дорогих товаров, он стал делать мыло. Мыло, которое не было самым востребованным продуктом на рынке. Но это было до Генриха Брокара.
Во-первых он стал выпускать мыло по цене 1 копейка. Глицериновое мыло зеленое по форме огурца за 1 копейку - сложно придумать лучший гостинец из города или с ярмарки. Детское мыло было в форме зайчиков или букв русского алфавита, и тоже стоило 1 копейку. Цена была доступна всем. Оптовые покупатели купцы Смирнов, Дунаев и Дамтин потирали руки, подсчитывая барыши. А гостинцы расходились по всей стране.
Следом за "Детским" и "Народным" на рынок хлынули "Греческое", "Миндальное", "Розовое" "Шаром" (В виде шара), которые стали популярны у обеспеченной публики.
Но к любому товару быстро привыкают. Красивые аккуратные и душистые куски мыла все чаще становились обыденностью даже в деревне, маленькие москвичи учились читать по мылу Брокара, а конкуренция росла.
Брокар придумал особую сувенирную мыльную продукцию. Для состоятельных - наборы мыла в виде фруктов, несколько таких наборов дошло до наших дней. Парфюмерный подарок можно было найти на любой кошелек.
Еще одним достижением Брокара было увеличение спроса на дорогое мыло в деревнях из-за схем вышивок крестом, которые прикладывались к мылу. "Глицериновое" мыло стоило 5 копеек, но к нему была схема для вышивки, при этом схема была очень хорошей, интересной, их было много, они очень облегчали женскую работу ... и, конечно, именно такое мыло просили привезти в гостинец. Ведь как приятно: и мыло в доме, и на книжку вышивок тратиться не нужно.
Многие эти схемы живы до сих пор, а сорочек и рушников по этим схемам вышиты тысячи, десятки и, думаю, сотни тысяч.
Россия дореволюционная приобрела вкус к хорошем мылу, душистому, ароматному и недорогому во-многом благодаря Г. Брокару. Он, может быть был не самый великий из парфюмеров, но его маркетинговые ходы живы и по сей день. Стоит ли сейчас удивляться сбору наклеек в магазинах и называть их западным изобретением?
P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Больше лайков и перепостов - интересных больше статей!